Амстердам

Амстердам. Гаага Достаточно много места проблема страха занимает в философии Б. Спинозы.

Исходной категорией для объяснения феномена страха Спиноза выдвинул желание отождествляемое им с самой сущностью человека.

Основными модусами желания в зависимости от его осуществления выступают такие аффекты как удовольствие и неудовольствие. Так пишет Спиноза если мы знаем о будущей вещи что она хороша и что она может случиться то вследствие этого душа принимает форму которую мы называем надеждой которая есть не что иное как известный род удовольствия все же связанный с некоторым неудовольствием печалью. С другой стороны если мы полагаем что могущая наступить вещь дурна то возникает форма души которую мы называем страхом Спиноза.

Избранные произведения - Ростов-на-Дону Феникс 0000 000 с Рассуждая о происхождении и природе аффектов Спиноза ставит проблему образного представления будущих или прошедших вещей соответственно чему он дает следующее определение страха Страх есть непостоянное неудовольствие возникшее из образа сомнительной вещи. Такой подход существенно расширяет эвристические возможности концепции страха Спинозы поскольку в сферу ситуации страха попадают не только непосредственно Бездействующие на человека предметы но и те предметы которые могут в конкретной ситуации только мыслиться.

Рискнем предположить что Спиноза представлял себе ситуацию страха как становящееся системное качество не просто требующее от человека реакции испуга или соответствующего смелого поступка а определяющее системный мыслительно - деятельностный процесс по предвосхищению страха правильному реагированию на ситуацию страха и благоприятному преодолению этой ситуации.

Человек свободный замечает Спиноза с одинаковой силой духа избегает опасностей и старается преодолеть их. Заметим что свободный человек Спинозы т.е познавший соответствующую необходимость гораздо эффективнее освобождается от страха посредством рационального целеполагания своей деятельности Чем более мы будем стремиться жить по руководству разума тем более будем стремиться возможно менее зависеть от надежды сделать себя свободным от страха по мере возможности управлять своей судьбой и направлять наши действия по определенному совету разума. Если же люди вне состояния рационально планировать свою деятельность либо в силу чрезвычайной сложности ситуации в которую они попадают либо в силу упования ими своей судьбой и направлять наши действия по определенному совету разума. Если же люди вне состояния рационально планировать всякого рода более всего предаются те люди которые без меры желают чего-нибудь сомнительного и что все обращаются к божественной помощи больше всего именно тогда когда они находятся в опасности и не умеют сами себе помочь Страх есть причина благодаря которой суеверие возникает сохраняется и поддерживается Там же 0.0.