Эдинбург Шотландия

Эдинбург Шотландия. там же Глубоко диалектичны для своего времени размышления о страхе Д. Юма. Рассматривая страх и его противоположную форму надежду в ряду других человеческих аффектов таких как добро удовольствие и зло страдание печаль и радость Юм обнаруживает что страх и надежда возникают в силу недостоверности или вероятности состояния духа Событие которое будучи достоверным породило бы печаль или радость всегда возбуждает страх или надежду если оно только вероятно или недостоверно Юм Давид Трактат о человеческой природе.

Пер.с англ. С.И.Церетели Под общ.ред. И.С.Нарского - Минск Попурри 0000 000 с Состояние вероятности или недостоверности возникает как считает Юм в силу постоянной борьбы противоположных возможностей реализации аффектов в ходе которой дух не может остановиться на каком-либо одном аффекте стороне противоречия а непрестанно переходит от одной к другой.

Если же в воображении противоположные аффекты например горе и радость все же смешиваются то из этого соединения образуются аффекты надежды и страха.

Анализируя проблему противоречий между аффектами Юм предложил следующие варианты их взаимоотношения При одновременном появлении противоположных аффектов возможно усиление одного аффекта и подавление другого. Возможно поочередное преобладание аффектов.

Возможно одновременное существование аффектов и производство посредством их соединения третьего аффекта.

По мнению Юма аффекты страха и надежды могут возникнуть в такой ситуации когда шансы обеих сторон равны и нельзя открыть преобладания одной из них другой. При таких условиях аффекты наиболее сильны так как нашему духу тогда не на чем остановиться и он сходится во власти сильнейшей неуверенности Там же Юм полагает что вероятность может быть двух родов а обусловленная недостоверностью объекта вызывающего аффекты что связано например с проблемой определения его существования - несуществования б обусловленная недостоверностью суждения человека об этом объекте невозможностью взвесить все за и против. Рассматривая эти вопросы Юм открывает важнейший аффект параллельных причин страха суть которого состоит в том что страх могут вызывать казалось бы только возможные аффекты например зло если они проявляются в большей степени.

Юм отмечает что вначале это не собственно страх но чувство зла бывает столь большим что подавляя ощущение безопасности оно вызывает страх.

Страх может появиться и в результате невозможного бедствия но в силу мощного влияния зла что у человека появляется уверенность в достоверности этого бедствия. Наконец достоверные несчастья равно двум вышеназванным также вызывают страх поскольку дух постоянно отвращается от неминуемого зла приходит в неравновесное состояние и порождает аффект похожий на страх.

Кроме того фиксирует Юм надежда и страх возникают не только в силу недостоверности блага или зла но и в силу неопределенности рода этих аффектов. Известие о смерти одного из сыновей считает Юм не превратится у отца в чистое горе пока он не узнает кого из сыновей потерял Юм Давид Трактат о человеческой природе. Пер.с англ. С.И.Церетели Под общ.ред. И.С.Нарского - Минск Попурри 0000 000 с Диалектическое понимание причин страха как потенциальной взаимообусловленности невозможного возможного и действительного несомненно значительное открытие Юма. 0.0.