рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Страх перед ответственностью и свободой

Страх перед ответственностью и свободой - раздел Социология, Страх как социальное явление Страх Перед Ответственностью И Свободой. По Своим Физиологическим Функциям Лю...

Страх перед ответственностью и свободой. По своим физиологическим функциям люди принадлежат к миру животных, существование которых определяется инстинктами и гармонией с природой. Но вместе с тем человек уже отделен от животного мира. Человек остается частью природы, он неотделим от нее. Он осознает ограниченность своего существования, свою беспомощность. Над ним тяготеет своего рода проклятье - быть несвободным от этого противоречия, от собственных мыслей и чувств, сопряженных с ужасом бытия.

Человеческое самосознание сделало человека странником в этом мире, он отделен, уединен, объят страхом. Самосознание, рассудок и разум разрушают ту гармонию естественного существования, которая свойственна всем животным. Сознание делает человека каким-то аномальным явлением природы, гротеском, иронией вселенной Он связан кровными узами с природой и в то же время чувствует себя безродным.

Заброшенный в этот мир случайно, человек вынужден жить по воле случая и против собственной воли должен покинуть мир. И поскольку он имеет самосознание, он видит свое бессилие и конечность своего бытия 18, 295 . Человек никогда не бывает свободен от рефлексов. Он живет в вечном раздвоении. Он не может освободиться ни от своего тела, ни от своей способности мыслить. Человек - единственное живое существо, для которого собственное существование является проблемой он должен решать ее сам и никто не может ему в этом помочь. Экзистенциальные противоречия в человеке постоянно приводят нарушению его внутреннего равновесия.

Подвижное внутреннее равновесие человека может быть сравнительно стабильным, если ему удается более или менее адекватным способом решать свои проблемы. В процессе становления личности эта относительная стабильность вновь и вновь оказывается под угрозой. Человек в своей истории изменяет мир вокруг себя, а этом процессе изменяет и самого себя. Его знания растут, но чем больше он узнает, тем больше осознает свое неведение.

Он чувствует себя не только частью своего рода, но и отдельным индивидом, а отсюда усиливается чувство одиночества и изолированности. Люди объединяются между собой и создают малые и большие социальные группы. Благодаря кооперации социальные общности становятся сильнее, они способны больше производить, умеют защитить себя от нападения. Они выбирают сильного лидера - сам человек внутри такой общности меняется, он становится подчиненным и боязливым.

С одной стороны он достигает известной степени свободы, но одновременно им овладевает страх перед этой свободой. Его умение в производстве материальных благ возрастает, но одновременно сам он становится жадным эгоистом, рабом вещей, созданных своими же руками. И каждый раз, когда нарушается равновесие, он вынужден искать нового равновесия. И то, что некоторые называют естественным стремлением человека к прогрессу, на самом деле представляет собой всего лишь попытку найти новое и максимально удобное состояние равновесия.

Фромм цитирует зоолога и генетика Т. Добжанского Самосознание и способность к предвидению принесли с собой внушающие страх плоды свободу и ответственность. Человек чувствует свободу в себе, свободу строить и осуществлять свои планы. Он радуется тому, что он не раб, а господин, он радуется миру и самому себе. Но чувство ответственности ограничивает эту радость. Человек знает, что он отвечает за свои поступки.

И это знание становится тяжелой ношей. Ни одно живое существо не имеет подобной нагрузки. Человек ощущает трагическое раздвоение души. Эту раздвоенность в природе человека труднее вынести, чем родовые муки 18, 302 . Экзистенциальный конфликт человека создает определенные психические потребности, которые у всех людей одинаковые. Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой.

Но каждая из этих потребностей может быть удовлетворена разными способами. Эти различия в каждом случае зависят от его общественного положения. Различные способы удовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности и нарциссизме. Когда рождается ребенок, он покидает надежное пристанище - материнское тело и прощается с тем состоянием, когда он сам еще был частью природы и жил благодаря матери.

Осознав свою изолированность, человек должен найти новые связи со своими согражданами. От этого зависит его душевное и духовное здоровье. Без сильных эмоциональных связей с миром он будет страдать от одиночества и потерянности. Но ведь в его силах установить различные формы связи с другими людьми. Он может любить других людей - для этого он сам должен быть независимой и творческой личностью, или он может установить некие симбиозные связи, то есть стать частью какой-то группы или сделать группу частью своего Я . В этом симбиозном союзе он стремится либо к господству над другими садизм, либо к подчинению мазохизм. Если человеку закрыты и путь любви и путь симбиоза, тогда он решает эту проблему иначе он вступает в отношения с самим собой нарциссизм. Последняя и злокачественная форма решения этой проблемы в сочетании с экстремальным нарциссизмом - это деструктивность, желание уничтожить всех остальных людей.

Если никто, кроме меня не существует, то нечего боятся других и мне не нужно вступать с ними в отношения. Разрушая мир, я спасаюсь от угрозы быть уничтоженным 18, 305 . Фромм также считает, что страх - это рассогласование между двумя основными способами существования человека обладанием и бытием.

Бытие в трактовке Фромма выступает как пребывание человека в единении со всем миром, это способность человека отдавать свое, жертвовать собой. Обладание же, напротив, обозначает стремление к присвоению иного, владение чем-либо. Обладать - значит иметь.

Если я - это то, что я имею, то кто же тогда я есть? Не кто иной, как поверженный, опустошенный человек - жалкое свидетельство неправильного образа жизни. Так как я могу потерять то, что имею, я постоянно озабочен тем, что я потеряю то, что у меня есть. Я боюсь воров, экономических перемен, революций, болезни, смерти боюсь любви, свободы, развития, любых изменений, всего неизвестного. Меня не покидает поэтому чувство беспокойства, я страдаю от хронической ипохондрии, меня волнует не только состояние здоровья, но и страх потерять все, что я имею и я становлюсь агрессивным, суровым, подозрительным, замкнутым, движимым потребностью иметь еще больше, чтобы чувствовать себя в большей безопасности 1, 81 . Основу отношений между людьми при способе существования по принципу обладания составляют соперничество, антагонизм и страх.

Погоня за все новыми занятиями или вещами - это всего лишь средство самозащиты, страх оказаться наедине с собой или с другим человеком.

О неспособности масс к свободе пишет также немецко-американский психолог В. Райх. В результате тысячелетнего извращения в области воспитания и общественной жизни народные массы приобрели биологическую жестокость и неспособность к свободе. В основе власти всех диктаторов лежала социальная безответственность народных масс. Они без колебаний использовали ее в своих целях. На протяжении многих лет половина цивилизованных немцев выслушивали утверждение о том, что из масс извергается только то, что в них вложили.

Они отнеслись к этому с рабской покорностью. Они сами виноваты в том, что оказались в таком унизительном положении Тот, кто серьезно относится к массам, требует, чтобы они несли полную ответственность, так как только массы отличаются миролюбием. Теперь к миролюбию необходимо присоединить ответственность и способность быть свободным 13, 234 . Под свободой Райх подразумевает подлинную свободу личного и общественного развития, свободу жить без страха, свободу от всех форм экономического угнетения, то есть свободную саморегуляцию жизни.

В самих народных массах существует сила торможения, которая имеет не только консервативный, но и разрушительный характер. Она постоянно препятствует деятельности борцов за свободу. Эта консервативная сила проявляется в народных массах в виде общего чувства страха перед ответственностью и свободой. Этот страх глубоко коренится в биологической структуре человека. Но, тем не менее, Райх считал, что эта структура не является врожденной она сформировалась в процессе исторического развития и в принципе поддается изменению.

Фашизм возникает в результате тысячелетней деформации личности и он мог бы возникнуть в любой стране и у любого народа. Он проявляется в каждом индивидууме во всех странах мира. Искоренить фашизм можно только на основе бескомпромиссного осознания исторических и биологических причин, которые приводят к убийствам. Невозможно победить фашизм, подражая ему и подавляя его с помощью его собственных методов, и при этом самому не стать фашистом.

Путь фашизма - это путь автомата, смерти, ригидности и безысходности. Таким образом, человеческая природа иррациональна, и если под свободой понимать в первую очередь ответственность каждого индивида за рациональное формирование личной, профессиональной и общественной жизни, тогда можно сказать, что не существует большего страха, чем страх перед свободой. Райх делает следующие выводы из результатов исследования структуры личности и ее связи с социальными процессами С биологической точки зрения человечество следует считать больным.

Политика служит иррациональным выражением этой болезни на социальном уровне. Все происходящее в общественной жизни - активно или пассивно, намеренно или ненамеренно - определяется психологической структурой масс, которая формируется на основе социально-экономических процессов и существует за счет противоречия между страстным стремлением к свободе и страхом перед ней. Страх народных масс перед свободой выражается в биофизической жестокости организма и ригидности личностной структуры.

Суть проблемы заключается в авторитарно-механистической цивилизации, которая на протяжении 4-х или 6-ти тысячелетий своего существования разрушала биологическую основу деятельной личности. Авторитарно-механистическую цивилизацию поддерживает и воспроизводит психологическая структура, сформированная на основе подавления естественной сексуальности детей и подростков.

Человеческая цивилизация пошла техногенным путем. Определяющим и оценивающим фактором развития человеческой цивилизации стал технический прогресс. Все исчисляется в цифрах и с каждым годом цифры становятся все больше, человечество стремится к огромным цифрам во всем. Ценность человека как Человека, как индивида неизменно уменьшается. Средний человек живет в мире, не подвластном его пониманию. Уже сегодня основными знаниями человечества обладают всего несколько процентов от всего числа людей и с каждым годом этот процент будет уменьшаться, пока не достигнет 1-2. С развитием техногенной цивилизации нагрузка страха на человека постоянно увеличивается, человек вопреки логике не освобождается от биологических древних страхов, а наоборот, усиливает их и постоянно создает новые.

Человеческая цивилизация идет путем страха, а это неизбежно тупиковый путь.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Страх как социальное явление

Однако для нашей страны, где многие годы господствовал взгляд на человека как на носителя главным образом субъектных, то есть активных качеств,… А вместе с тем, повсеместно возникающий и резко усиливающийся в переломные… Экономический, политический, идеологический, экологический, космический, инфекционный и т. д. страх стал сегодня такой…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Страх перед ответственностью и свободой

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема страха в работах философов прошлого
Проблема страха в работах философов прошлого. Проблема страха восходит корнями к самым первым попыткам осмысления людьми своего предназначения на земле и в мире. Практически все философские школы и

Страх в психологической структуре человека
Страх в психологической структуре человека. Многие мудрецы прошлого и современные ученые считали, что страх - это болезнь, которую надо лечить. Издавна это состояние человека изучали психологи, тол

Страх в массовом сознании
Страх в массовом сознании. И История и жизнь показали, что очень часто народные массы оказываются под воздействием не столько разума, сколько эмоций, страхов, мифов, то есть определенного психологи

Страх диктатуры как форма социального страха
Страх диктатуры как форма социального страха. Среди множества форм социального страха особого внимания заслуживает страх диктатуры, многообразие и специфика которого во многом обусловлены особеннос

Социальный страх в России
Социальный страх в России. Так получилось, что Россия практически всегда жила под гнетом страха, начиная со времен Ивана Грозного и кончая диктатурой Сталина. Но и сейчас страх никуда не делся, оп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги