рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры

Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры - раздел Социология, СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ Социо-Культурный Подход К Библиотеке Как Феномену Культуры. В Последнее Время...

Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры. В последнее время много говорится о новой библиотечной теории и реализации её на практике. На различных семинарах и круглых столах обсуждались проблемы формирования новой методологии библиотечного дела и разработки новой модели современной библиотеки, которая бы отвечала требованиям общества.

Единой теории библиотеки пока нет, существовали и существуют разные концепции идеальной библиотеки просветительские, формальные, системные.

Сегодня ученые все больше обращаются к содержанию и структуре библиотечного фонда и по нему изучают такие функции как систематизация, хранение и распространение культурного наследия. Проблема соотношения и соответствия библиотечной системы каталогов и представления читателя о том, где может находиться данная книга является очень важной и значимой.

Книгу бывает сложно найти, поскольку принцип отбора литературы для библиотеки и принцип расстановки книг в фонде опираются на субъективные факторы. Читатель в первую очередь ориентируется на название темы, по которой интересуют его книги. Он ищет литературу в систематическом каталоге по рубрике, идентичной в его понимании его проблематике. Тут и появляются спорные моменты, куда ставить книгу, если по содержанию она относится и к одной, и к другой сфере.

Каким образом в библиотеке происходит изменение форм классификации и что является определяющим фактором при распределении литературы в каталоге? Сегодняшняя библиотечно-библиографическая классификация ББК уже не отражает в полной мере систему научного знания и структуру культуры. Многие ее элементы требуют замены или новой интерпретации. Можно конечно, добавить в существующую классификацию новые разделы и дифференцировать прежние, что сделает ее еще более сложной и трудной для восприятия и понимания.

Становится ощутимой потребность в новой классификации литературы в библиотеках, которая предполагает создание другой структурно-тематической модели каталога. С точки зрения культурологического подхода организация информационного потока должна осуществляться на основе системного понимания культуры. В качестве примера такого рода классификации можно привести систему культуры философа Э. Кассирера 18, c. 206-209 . Он предлагал систематизировать знание и другие виды человеческой деятельности на основе принципа многообразия культурных форм, среди которых выделял, прежде всего, миф, познание, язык. По его мнению, мир символичен изначально в сознании людей.

Они воспринимают реальную действительность, преобразовывая ее в знаки, понятные всем или только специалистам. Книга, состоящая из букв, слов, предложений в своей совокупности также отражает действительность прошлого, настоящего, будущего такой, какой ее видят и хотят видеть люди. Символы, которые мы находим в исторических и культурных памятниках, служат в качестве носителей информации, вербальной и невербальной, посредством которой мы пытаемся себе представить картину происходящих событий во времени и пространстве.

Заслуга Кассирера состоит в том, что он предложил содержательно-типологический подход к строению культуры, в котором наряду с научным знанием самостоятельное значение получили миф, религия, искусство и иные формы мировоззрения 18, c. 206-209 . Речь идет не о рубрикации культуры на самостоятельные типы, а о поиске органической связи между ними. В идеале библиотека должна представлять собой не просто набор книг по разным областям знания, а целостность культуры.

Очевидно, что ее каталог самым тесным образом связан не столько с познанием если использовать это слово как синоним точной информации, сколько с образованием если понимать его изначально, как культурность. Конечно, непосредственно сама типология символических форм Кассирера не может служить основой библиотечного каталога, однако принцип многообразного единства имеет непреходящее значение.

При анализе принципов представления информационного потока в библиотеке можно использовать известный тезис французского мыслителя М. Фуко Знание является властью. Ораторское искусство, письменная культура, божье слово, современные системы трансляции знания и массовые коммуникации, так или иначе, представляют форму власти в истории культуры. Библиотека является местом, где сосредоточено знание, где оно подчинено порядку, контролю, группировке.

Говоря о возникновении идеи библиотек, следует предположить, что они создавались в целях упорядочения суммы накопленных знаний. Тогда проблема состоит в том, каким образом власть подчиняет себе знание и заставляет его служить собственных целям и как библиотека контролирует власть над знанием. Знание само по себе уже формализовано, архивировано, стратифицировано. Библиотека осуществляет дополнительную селекцию, устанавливая при этом общие границы знания, его возможности для удовлетворения познавательных или эстетических потребностей людей.

В каждой библиотеке, независимо от ее предназначения, существовали определенные цели, задачи, обязанности, правила и нормы. Обычно идеологические, ценностные ориентации библиотеки оказываются встроенными в ее технологию и это заставляет более пристально проанализировать разного рода, как внешние инструкции государственных институтов, так и внутренние правила порядка. Библиотека, кроме того, что она является книгохранилищем, культурным центром, средоточием духовного наследия, выступает как сцена политических, социальных, экономических, культурных преобразований.

Государство диктует ей условия существования, дает право на приобретение и выдачу книг, которые нужны в целях образования и просвещения. В библиотеке хранились книги официальные и запрещенные и это различие было частью стратегии власти. Одни книги нужно и можно было читать, другие нельзя было читать, зато надо было хранить.

Система открытого доступа, абонемента, специального хранения и списания показывает, как меняется структура потребностей общества и его ценности. В советское время в открытом доступе лежали произведения классиков марксизма-ленинизма, в эпоху застоя партийных и государственных деятелей. Их нужно было читать. Неопределенность идеологической и ценностной системы в государстве напрямую отражается в неопределенности ранжирования книжного потока в библиотеке.

Библиотека как культурный и информационный центр города в наибольшей степени выполняет свою культуросозидающую миссию через обеспечение читателей литературой, необходимой для учебных, образовательных целей. В отношении всего книжного потока она в большей степени оказывается простым книгохранилищем, чем в предыдущие десятилетия. Таким образом, идеи Кассирера и Фуко встречаются в библиотеке. Классификация книг должна отвечать принципу целостности символических культурных форм, а деятельность библиотеки отражать ценностные ориентации власти современного общества. 2.3Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей.

Поскольку функции более всего подвержены динамике, именно их изучение должно быть отправной ступенью на пути к познанию социальной роли библиотеки. В соответствии с отношением россиян к сегодняшней публичной библиотеке, выявленным исследователями, и требованиями к ней со стороны государства и общества можно выделить среди многих несколько основных, связанных с обслуживанием читателей ? информационную просветительскую кумулятивную образовательную воспитательную коммуникативную.

Информационная функция - функция наиболее широкого диапазона, в основе которой лежит лишь сообщение о документе, а читательский адрес такого сообщения - любой человек. Ограничение здесь одно человек должен осознавать свою информационную потребность и искать ее удовлетворения. Информационная функция - это совокупность видов ее деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства.

Реализация функции выражается в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей за счет массива информации, накопленного в ней, а также других доступных ей источников информации. Это фундаментальная, универсальная, сущностная функция современной библиотеки. На ее основе произрастают производные функции, которые подразделяются на два класса внеисторические и конкретно-исторические. К первому классу, вне всякого сомнения, относятся мемориальная, кумулятивная, утилитарная, коммуникационная функции.

Ко второму классу относятся функции, содержание которых определяется конкретными историческими условиями, например, формацией, политическим строем, уровнем развития экономики, культуры, образования и т.п. В условиях России их перечень может быть ограничен двумя классами 1 информационная поддержка материального производства 2 информационная поддержка духовного производства. Первый класс функций наполняется конкретным содержанием в зависимости от обслуживаемой отрасли материального производства.

Второй класс включает четыре основные функции социализирующая, образовательная, культурная, рекреационная. В демократическом обществе выполнение социальных функций библиотеки должно быть построено так, чтобы каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, политических убеждений, отношения к религии и других социально-демографических признаков, имел равное право на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации.

При этом недопустима никакая государственная или иная цензура, ограничивающая этот доступ. Содержание деятельности библиотеки должно отражать идеологическое и политическое многообразие, существующее в обществе. Только при соблюдении этих условий библиотека может стать подлинно демократическим инструментом общества, гарантом прав человека на интеллектуальную свободу, свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, на культурную, научную и образовательную деятельность.

Просветительская функция, сутью которой является распространение знаний, как бы конкретизирует и целенаправляет информационную функцию. Однако функция просвещения не предусматривает жесткого навязывания читателю определенных взглядов, идей, концепций. Ему предлагается свободный выбор их. Правда, полностью снимать субъективный момент в просветительской работе библиотеки нельзя. В последние годы стал заметен приток читателей в библиотеки, особенно в городских библиотеках.

Это объясняется новыми потребностями людей, такими как необходимость получить новые знания, повысить квалификацию или переквалифицироваться, освоить новые учебные программы, и, особенно важный мотив, отсутствие средств у людей для приобретения книг в личное пользование и др. Новое время внесло изменения в структуру пользователей библиотек. Уменьшилось число исследователей и работников промышленных предприятий, но заметно увеличилась молодежная аудитория, появилась новая категория читателей предприниматели, социально-незащищенные и малоимущие категории населения - студенты, инвалиды, пенсионеры, безработные.

Тем самым появилась новая функция у библиотек как учреждений, вносящих определенную стабилизацию и снижающих социальную напряженность в обществе. Просветительская функция библиотек относится к числу кардинальных в деятельности любой библиотеки. И связано это с природой самого этого социального явления, его миссией.

Значение просветительской функции библиотек в настоящее время усиливается, так как, с одной стороны, происходит оскудение интеллектуального и нравственного потенциала общества, с другой - активное развитие компьютеризации, позволяющей оптимально удовлетворить деловые, прагматичные потребности личности. Вузовские библиотеки как культурно-просветительные учреждения оказывают всё большее влияние на развитие общегуманистического, нравственного и эстетического начала личности студента.

Решению этой задачи способствуют не только книжные фонды, работа с ними, но и проводимые по инициативе библиотекарей мероприятия. В настоящее время значительную часть успеха воспитательной работы в вузе обеспечивает ориентация на конкретные потребности и интересы студентов, знание духовного мира простого, массового студента. Отношение студентов к миру духовных ценностей становится при этом одной из важных проблем, оказывая воздействие не только на уровень подготовки будущих специалистов, их гуманитарную культуру, но и на всё будущее России.

Научная библиотека Пензенской ГСХА поддерживает идею о том, что высшая школа должна не только давать узкоспециальную подготовку, но и формировать высококультурную, нравственную личность. Мы убеждены, что вузовская библиотека вполне может способствовать созданию социально-культурной атмосферы в вузе и согласны с высказыванием академика Д.С. Лихачёва Кому как не библиотекарям противостоять бездуховности, заполонившей наше культурное пространство. Ежегодно библиотека проводит 25 - 30 массовых мероприятий.

Особое внимание в культурно-воспитательной работе со студентами уделяется студентам младших курсов. По сложившейся в библиотеке традиции знакомство студентов с библиотекой начинается в дни массовой выдачи литературы в начале каждого учебного года. Беседа, адресованная первокурсникам, включает сведения об истории библиотеки, основные правила пользования. В эти же дни проводится анкетный опрос студентов с целью изучения их читательских интересов.

Результаты анкетирования первокурсников в последние годы немного радуют на вопрос Читали ли вы литературу о своей будущей специальности? утвердительно отвечают 32 опрошенных в среднем по факультетам в прежние годы - 8 . Это говорит о том, что в академию приходят студенты, более подготовленные к своей будущей профессии. Анкетирование также показывает, что наблюдается увеличение интереса к чтению классики. Это не случайно. Герои классической литературы тянутся к нравственному совершенствованию, отличаются благородством, порядочностью, милосердием.

Им присущи чувства чести и долга перед Родиной, перед женщиной, перед человеком вообще. Эти качества так необходимы современной студенческой молодёжи! Анкетирование помогает выявлять эффективность массовых форм пропаганды книги, учитывать интересы читателей при составлении планов работы. Учитывая то, что достичь современного уровня образованности и профессиональной компетентности по-прежнему не возможно без овладения культурой чтения, для первокурсников также проводится традиционная читательская конференция Самостоятельная работа с книгой В программу конференции, как правило, включаются выступления преподавателей, сотрудников библиотеки, студентов старших курсов, обзор книг по технике быстрого чтения эти книги сразу же после конференции выдаются студентам. Студент - это вчерашний школьник, свой путь в науку он начинает через вузовскую библиотеку почти неподготовленным читателем, а уровень читательской культуры влияет на учебу, и на дальнейшую профессиональную деятельность.

Культурно-воспитательная работа библиотеки проводится в координации с деканатами факультетов, кураторами учебных групп.

Кураторские часы - возрожденная в академии форма воспитательной работы - дают возможность общения со студентами на самые различные темы наука, история, краеведение, психология, культура поведения, астрология. При ежегодном составлении тематики кураторских часов библиотека старается учитывать интересы и пожелания студентов, кураторов.

Библиотека, развивая и обогащая это направление работы, использует многообразие форм устной пропаганды книги - кроме названных читательских конференций, вечера литературно-художественные, тематические, краеведческие, литературно-музыкальные, вечера-портреты, вечера-концерты, устные и слайд - журналы, обзоры и беседы с элементами библиографических обзоров. Отдаётся предпочтение тематическим циклам мероприятий, формам долговременного характера.

Кумулятивная функциябиблиотеки реализуется посредством сбора и концентрации разнообразных по форме, содержанию и целевому назначению документов независимо от времени и места их создания. Суть мемориальной функции заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи во времени и пространстве. Коммуникативная функция библиотеки реализуется посредством удовлетворения информационных и социокультурных потребностей пользователей. Научно- и производственно-вспомогательные функции реализуются путем создания условий для информационного содействия науке, экономике и производству.

Досуговая функция библиотеки реализуется путем создания условий для организации интеллектуального досуга. Образовательная функция публичной библиотеки реализуется в возможности помочь читателю углубить и расширить постигаемую им программу той или иной ступени обучения или собственную программу самообразования. Осуществление этой функции связано также с задачей непрерывного образования и, следовательно, пересекается с реализацией функции просветительской.

Реализация образовательной функции всегда являлась неотъемлемой составляющей частью деятельности библиотеки. В то же время функционирование любого образовательного учреждения, осуществление любой образовательной программы невозможно без опоры на библиотеку и ее информационные ресурсы. Таким образом, деятельность таких разных социальных институтов как библиотеки и образовательные учреждения всегда была тесно взаимосвязана.

Воспитательная функция подразумевает формирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с позиций библиотечной политики, качеств. В этом - коренное отличие воспитательной функции от просветительской, особенно явственно заметное в условиях тоталитарного государства. Воспитание читателей одна из важнейших задач массовой библиотеки. Она воздействует на них множеством всевозможных информационных источников, художественной и публицистической литературой, аудиовизуальными средствами и многообразием форм общения.

Результаты всесторонней воспитательной деятельности библиотеки находят воплощение не только в конкретных делах читателей на работе, в духовно-культурной сфере, но и способствуют формированию личности, интересов и потребностей. Она организует досуг и чтение различных групп населения, развивает разумные потребности отдельной личности и коллектива читателей, особенно молодежи. В досуговой сфере широкое поле для инициатив клубов по интересам, кружков литературного творчества, других читательских объединений.

В воспитательном процессе, который организует библиотека нет объектов, есть только субъекты. Одной из творческих педагогических задач является системное осмысление воспитательного процесса, как теоретически, так и практически, применительно к библиотечному делу. Воспитательный процесс в библиотеке следует рассматривать как единство составных элементов, объективных условий, в котором он протекает, т.е. содержания, формы, целей, средств и методов, объекта и субъекта воспитания, а также других факторов, имеющих к нему прямое или косвенное отношение. В воспитательном процессе следует также учитывать природу личности, триединство органической связи, в которую входит а природно-биологическая основа и б результат взаимодействия совокупных общественных отношений, которые определенным образом формируют человека, в самостоятельные, самоуправляющие внутренние силы самого человека, обеспечивающие развитие личности, ее самодвижение к определенной социальной и культурной независимости.

Библиотека соответствует времени и общественно-политическим условиям, в которых она функционирует.

Библиотека, как и школа, должна идти за обществом, решая вместе с ним социально-экономические проблемы, В каждую конкретную эпоху организуется такая библиотека, как, впрочем, и школа, которая отвечает запросам обществе, т.е. отражает наши желания, устремления в будущее, ощущения всего мира и самих себя в нем. Библиотека воспитывает читателя всей своей организацией, заведенным многолетним укладом, опытом и профессиональными знаниями сотрудников, подбором библиотечного фонда. В казенной, заформализованной библиотеке наиболее неуютно почувствуют себя читатели с тонким душевным восприятием, обладающие развитым мышлением, нестандартными запросами.

Эта категория читателей особенно нетерпима к тому всепоглощающему стандарту, который именуется руководством чтением или бездумной опекой над читателем, отучающей самостоятельно думать и мыслить.

Из-за постоянного стремления к руководству чтением библиотека застойного социализм оказалась не способна оценить по достоинству самого читателя, разбудить в нем пытливый ум и жажду чтения. Бюрократический стиль библиотечного обслуживания в массовой библиотеке в недалеком прошлом стал господствующим и сохраняется до сего времени. Заботы и усилия библиотекаря направлены не на расширение круга чтения и осмысление прочитанного читателями библиотеки, а на соблюдение формы, чтобы была хорошая статистическая посещаемость и обращаемость книги, а каково ее воздействие на личность, чем обогатился читатель в результате чтения вот те вопросы, который зачастую не интересуют библиотекаря иногда они ему просто недоступны.

Этой системе воспитания в библиотеке могут противостоять не отдельные попытки что-то изменить в отношении читателя, библиотекаря или самой библиотеки. Требуется полная переориентация в понимании воспитательного назначения библиотеки.

Осуществляя воспитание с помощью печатного слова, книги и чтения, необходимо добиваться сопричастности читателя со всем духовным наследием человечества, чтобы он осознал свое отношение ко всему богатству культуры. Библиотека призвана формировать человека в целом, в его настоящем и будущем. Помочь нам всем отойти от стереотипов, прежде всего, от морали, утверждающей будто все нравственно, что хорошо для укрепления революционных завоеваний, что цель оправдывает средства.

Такая мораль не может и никогда не сможет заменить мораль общечеловеческую. Моральный беспредел особенно опасен в нынешних условиях общественно-политической нестабильности и острых межнациональных конфликтов. В каждой библиотеке необходимо создать условия, чтобы эффективнее проводить линию на разъяснение нравственных ценностей, возвращая людям возможность усваивать такие вечные понятия, как совесть, порядочность, личное достоинство, честное слово. Абсолютизация классового подхода в воспитании, догматические установки препятствовали взаимодействию с реальными общечеловеческими ценностями, современными явлениями мировой культуры. Среди части молодежи наблюдается весьма поверхностное, сомнительное и стыдливое отношение к понятиям, которые во все времена у народов считались незыблемыми, святыми, как Родина и любовь.

Для их низвержения используется один и тот же прием отчуждение с помощью очернения. Можно сказать, что культ очернительства, разоблачения и хулительства в средствах массовой информации достиг своего пика и представляется, чуть ли не единственным творческим началом в общественной жизни. Так ли это на самом деле? Такой культ совершенно не плодотворен, не созидателен, он сужает наш представления о многообразии жизни, лишает человека возможности адекватно, во всех противоречиях воспринимать окружающую действительность, порождает ущербность, злобу и ненависть.

В конечном счете происходит определенная деградация интеллектуальных способностей человека.

В воспитании мы больше обращаемся к рассудку, но не к нравственному чувству читателя. Людей занимает не одна злоба дня, запросы и потребности человека значительно шире и глубже. Он не только желает многое знать, но у него должно оставаться свободное поле для чувств и переживаний, несмотря на царящее в течение многих лет почти узаконенное ханжество, двоемыслие, фактическое поощрение аморальности. Библиотеке необходимо поддерживать постоянный интерес в обществе к вопросам воспитания человека, преодолевая при этом догматизм, начетничество, мертвящую схоластику. Здесь необходимо осознать истину о плюралистичности гуманитарного мышления, невозможности его выпрямления и схематизации.

Необходимо отказываться от устаревших форм и методов воспитательной работы в библиотеках, которые отталкивают читателей, а не привлекают новизной и нестандартностью, возможностями их активной самодеятельности. Воспитать человека необходимо, прежде всего, нравственным, что означает подлинная личность, настоящий человек, истинный герой.

Такой человек умелый работник, он способен сочетать беспредельную преданность идее с высочайшей нравственностью. Зарождающееся в наше непростое время новое общество видится сегодня, прежде всего, как общество реального гуманизма и социальной справедливости, в котором самой высокой ценностью является человек, его условия жизни, заботы, устремления, всестороннее и гармоническое развитие, достойное материальное и моральное вознаграждение за труд, возможность повышения уровня культуры и нравственности.

Воспитательное воздействие библиотеки основано на чтении. Иногда сравнивают читателя с музыкантом, называя его исполнителем книги. Не каждый читатель выдающийся исполнитель. Выдающиеся музыканты и исполнители книги встречаются относительно редко. Достаточно быть обыкновенным вдумчивым читателем, которых, к сожалению, становится все меньше м меньше. По данным социологов, школьник прочитывает за год пять шесть книг, а учащийся ПТУ три четыре.

Уменьшение читателей и читаемости обусловлено множеством соблазнов. Смотреть телевизионную передачу легче, чем читать, меньше умственное напряжение, особенно, когда развлекательная программа. Преодоление соблазна легкого телесмотрения и даже малопродуктивного чтения требует волевого усилия. На помощь читателю должна придти библиотека, предоставляя ему широкий выбор всевозможной литературы, тактично и умело направляя его читательские интересы.

Выбор в наибольшей степени характеризует личность. В часы досуга можно себе выбрать замятие по душе посмотреть развлекательную телепередачу, пойти в дискоклуб, посетить библиотеку. Пропаганда библиотеки должна обеспечивать приток новых читателей, профессионально квалифицированная работа с ними активизирует читателей, повышает эффективность чтения. Снижение посещаемости библиотеки, особенно молодежью, столь отчетливо распространившееся явление в последние годы, должно тревожить все общество.

Некоторые из молодых людей остаются глухи к литературному чтению, книге. Преодолеть такой индифферентизм можно только с помощью обучения читать и пользоваться печатным словом. Не следует ориентироваться на малокультурного человека, идти на поводу бескультурья, подстраиваться под вкусы людей, которые не могут серьезно и вдумчиво читать. В потреблении духовных ценностей не может быть равенства. Демократизм следует усматривать несколько в ином. Критерии усвоения духовных ценностей должны быть высокие, до которых следует с трудом дотягиваться, а не опускаться.

В библиотеке следует развивать дух соревновательности в познании литературного произведения, углубленного понимания смысла и назначения прочитанной книги. Для библиотеки в общепринятых формах деятельности множество видов работы с читателями обзоры книг, диспуты, рассказы и пояснения у книжной полки, выставки, конференции, представления книг и др. Все они могут быть использованы дня воспитания читающей личности.

Идея гуманитаризации воспитания и образования получает все большее признание среди библиотекарей. Технократизм, всеобщая компьютеризация, несомненно, необходимы. Но человеку этого недостаточно, ему нужен общий взгляд на жизнь и на себя, понимание настоящего и будущего. Библиотека гуманистической направленностью своей деятельности содействует объединению человечества, связующим началом которого должно быть искусство, гуманные идеи добра, сострадания, взаимопомощи, бережного отношения к природе, среде обитания.

Экономика неразрывно связана с культурой, без которой не будет экономического прогресса. Самая доступная форма воспитания культуры обращение к книге. Начинать желательно с классической отечественной и мировой литературы и идти к лучшим произведениям современности. В литературе наиболее надежно сохранены общечеловеческие ценности, вечные идеалы добра, чести, свободы, что помогает осознать жизнь, свое место в ней, заглянуть в будущее. Всесторонность и профессионализм существенные черты воспитанности и образованности, наиболее полно отвечающие требованиям современности.

Библиотека организует различные виды чтения, которые служат важнейшими элементами образовательного и воспитательного процессов. Аудиовизуальные каналы выполняют вспомогательную роль. Воспитывая интерес к знаниям, стремление их пополнять, библиотека формирует самообразовательные потребности у читателей, развивает навыки самостоятельного учения. Одновременно воспитываются любовь к чтению, умение анализировать прочитанное, кратко и емко конспектировать читаемый текст.

Вырабатываются система самостоятельного усвоения знаний, постоянная потребность в интеллектуальной деятельности. Это гарантирует качественное усвоение не только школьного курса или ПТУ, специального среднего учебного заведения, вуза, но в дальнейшем продуктивное самообразование на протяжении всей жизни, непрерывное повышение профессиональной квалификации, общекультурного уровня. Самостоятельное чтение, организуемое библиотекой, активизирует мышление, способствует созданию собственных взглядов и мнений.

Специалист, не научившийся работать самостоятельно, не воплотит возникшие у него идеи в проекты и концепции. Человек по-настоящему владеет лишь тем, что он добывает собственным трудом. Библиотека формирует подлинного читателя, вдумчиво относящегося к литературному произведению. Необходимо, чтобы читатели постигали литературу не понаслышке, а от самих авторов и их произведений. Во всей этой работе массовую библиотеку отличает педагогическая направленность, использование форм и методов воспитания для формирования интересов и взглядов личности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Дифференциация читателей позволяет направить воспитательные усилия в соответствии с их потребностями, которые являются определяющими в жизни, трудовой или учебной деятельности. Главное в воспитании культуры потребления информации состоит в том, чтобы с ее помощью активно решать творческие задачи, повышать уровень образования и воспитания.

В библиотеке читатель не может получить на свой вопрос готовый ответ, более того, он не должен его получать, но он может осмыслить его с помощью книг, подумать, посоветоваться с библиотекарем, вместе думать значительно лучше. Различие во мнениях помогает продвигаться к истине. Любая деятельность в этих условиях в конечном итоге сводится к общению, выступает как форма связи с другой личностью или с другими коллективом, искусством, историей. Однако в усвоении информации не следует превращаться во все поглощающих наркоманов, готовых без всякого отбора воспринимать и усваивать нужное и ненужное, беспрерывно смотреть множество телепередач, слушать часами радио, читать несколько десятков газет, не оставляя себе времени на серьезное чтение книг, раздумий об окружающей действительности, о времени и о себе. Информационная всеядность болезнь века. Только думающий читатель может быть полноценным и сознательным участником демократического процесса.

Непригоден для современного демократического общества и библиотековедения столь распространенный в недалеком прошлом взгляд о необходимости в библиотеке строго и неукоснительно в определенном направлении формировать мировоззрение читателя и его образ мыслей.

Мол, без такого наставничества он будет постоянно блуждать в потемках, натыкаясь на всевозможные идеологические рифы, так и не осознав, какой дорогой ему двигаться в своем познании и развитии. Вряд ли в настоящее время кто-либо придерживается столь отсталого манипулятивного подхода, характерного для тоталитарного и авторитарного общества, который не соответствует и противоречит новому демократическому развитию нашей страны.

Сегодня воспитание в библиотеке должно ставить своей целью содействие развивающейся, широкообразованной и высокоинтеллектуальной личности. Каждый читатель самостоятельно вырабатывает свои взгляды, свое собственное умение мыслить и развиваться как гражданин демократического общества.

Такой подход в воспитании соответствует современным представлениям о правах человека, о личности, живущей в демократическом обществе, способной содействовать развитию культуры, современных технологий, научно-техническому прогрессу. В воспитании велико значение книги, печатного слова. Однако все сводить к словесному воспитанию означает пренебречь опытом жизни. Книжное, словесное воспитание без опыта жизни может породить только начетчиков, говорунов, оторванных от реальной действительности.

Об этой страшной опасности в воспитании убедительно писал А.С. Макаренко Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях пустое занятие. В лучшем случае получится ханжа или граммофон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно Сознание, не построенное на опыте, хотя к выражается в многословных формах, на деле, прежде всего, слабосильно, во-вторых, одиноко, не способно творить никакую практику это то, что для нашего общества наиболее опасно. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев, разрабатывая теорию социально-деятельностной сущности человеческой личности, отмечал, что личность обретает свое Я в процессе совместной деятельности, труда и общения.

Вера, совесть, честь и другие установки формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных и искренних слов. Все сказанное о словесном воспитании не исключает необходимости постоянно поддерживать интерес к знанию, которое с наибольшей пользой можно извлечь из книги, осознавая его важность и значимость.

Внутренняя дисциплина должна направлять все наше Я на освоение предмета и понимание того способа занятий, который более всего подходит к нашей интеллектуальной индивидуальности. Библиотека обладает большими возможностями в оказании помощи в нравственном самоопределении личности, в освоении нравственной культуры общества, в организации самовоспитания. От этого во многом будет зависеть, как человек определит для себя цель жизни, какие ценности истинные или ложные признает для себя значимыми, кто будет для него примером, за кем следовать, не подражая, окажется ли способным почувствовать чужую боль, прийти на помощь нуждающемуся, отстоять свои принципы, проявить волю в достижении благородной цели. Нравственное воспитание тесно связано с воспитанием в духе мира и сотрудничества.

В наше время приобретают особую важность бесконфликтность отношений, умение культурно вести диспут, спорить, способность не доводить межличностные отношения до взрыва, истерики, ругани, унижающих людей.

Мир между народами начинается с мира между отдельными людьми. Способность испытывать добрые отношения, благожелательные чувства к окружающим, навсегда останутся самым ценным качеством человека. Новая концепция воспитания в условиях демократического общества предполагает всемерное расширение представлений молодежи об общечеловеческих ценностях, морали и культуры, о естественных нравственных нормах, о категориях любви, милосердия, свободы совести.

Необходимо критически переосмыслить концепцию всестороннего гармонического развитии личности, как не реальную задачу сегодняшнего дня и даже обозримого будущего из-за отсутствия условий для ее решения. Это касается каждого отдельного человека и большинства людей. Тотальный дефицит материальных и духовных ценностей в обществе вряд ли возможно преодолеть для организации всестороннего воспитания.

В педагогической литературе высказывается мнение о целесообразности гуманистического воспитания подрастающего поколения и, прежде всего, гуманные идеи и идеалы, которые выработаны человечеством, движением за мир, за сохранение человеческой жизни. Гуманистическое воспитание взаимосвязано с реализацией идеалов. Идеалы воплощают стремление личности к совершенству, стимулируют волю для практической их реализации. Однако следует учитывать, что претворение в жизнь идеалов вопреки расхожим представлениям наступает не в самое ближайшее время, незамедлительно.

Опыт такого скоропалительного осуществления идеала у нас имеется, когда выдвигался лозунг наше поколение будет жить при коммунизме. Идеалы могут быть различными. В одних случаях это стремление человека к совершенству, желание перемен к лучшему, заинтересованность в более справедливом устройстве общества. Они также могут быть высшими гуманистическими целями, которые отстрочены во времени, рассчитаны на долгосрочное достижение.

В библиотеке читательские идеалы, как и духовность, культура, человечность, воспитываются художественной литературой, искусством, что составляет особо важную часть становления личности. Роль нравственных устоев в становлении личности трудно переоценить. Библиотека широтой своих возможностей, богатством и разнообразием литературного фонда воздействует на все стороны формирующейся личности, ее интересы и потребности, разум и эмоции, объединяя основные направления воспитательного процесса политического, трудового, нравственного, эстетического, экологического.

Перечисленные направления, воспитания можно отнести к основным направлениям, не умаляя особой роли и значения других направлений воспитания атеистического, правового, интернационального, патриотического. Можно также рассматривать как фактор идейного воспитания трудящихся помощь библиотеки промышленному и сельскохозяйственному производству. Сферой воспитания библиотеки следует рассматривать организацию свободного времени различных групп читателей, их досуга, развития духовных потребностей, утверждение норм и принципов здорового образа жизни.

Повседневное, систематическое целенаправленное воспитание читателей библиотеки, формирование их как образованных, культурных, нравственных, творчески активных и социально зрелых личностей означает, что через определенное время существенно изменится обстановка в нашем обществе. Работа библиотеки в таком направлении противостоит бездуховности определенных групп молодежи, неверию и отчужденности по отношению к взрослым, увлечению низкопробной массовой культурой, росту детской и подростковой преступности, наркомании, проституции.

Все эти негативные явления в нашей повседневной жизни можно рассматривать как следствие общей обстановки в стране, когда мысли и чувства людей сосредоточены на экономических и политических проблемах. Не следует игнорировать пробелы в воспитании, недостатки в деятельности школы, культурно-просветительных учреждений.

Еще не утвердились новые подходы и методы воспитательной деятельности библиотек, новые формы организации общественного книжного пользования, когда у людей поднимается престиж образования, растет потребность в познании. Нерасторжима связь образования и воспитания, культуры и этики. Библиотека как социальный институт вносит посильный вклад не только в прогрессивное развитие современного общества, но и работает на перспективу, непрерывное его совершенствование, освобождение от страха, духовного рабства.

Мы должны двигаться к новому обществу, не предопределяя его название, социальную формацию, политическую и экономическую систему. Это общество должно характеризоваться такой организацией жизни людей, при которой каждый человек имеет возможность сформироваться как личность, а в отношениях между людьми господствовали бы нравственность и культура. Важно, чтобы поддерживался в обществе интерес к профессиональной деятельности, вовлечению людей в социальную и профессиональную деятельность, которая жизненно необходима обществу.

Библиотека многое может сделать для воспитания трудолюбия, добросовестного отношения к труду. По-видимому, выход один развитие культуры, обогащение сознания социальным и духовным опытом, целенаправленные усилия библиотек, культурно-просветительных учреждений, средств массовой информации по формированию гуманистической зрелости общества. Эффективность воспитательной работы библиотеки определяется степенью ее содействия формированию сознательности людей, повышению уровня их профессиональных знаний, развитию социальной активности, инициативы, творческого участия в трудовой, общественной и политической жизни.

Воспитательный процесс в библиотеке, его эффективность коренятся, прежде всего, в личности самого библиотекаря. Читатели хорошо чувствуют глубину интеллекта библиотекаря, его возможности и уровень общения, внутренний нравственный настрой. Воспитание это в конечном итоге непрерывный процесс общения библиотекаря с читателями.

Переосмысливая воспитательный процесс, многие библиотекари сами осознают необходимость в фундаментальном самообразовании, потому что без подлинной культуры и образованности библиотекарь не состоится. Библиотекарь начинает, и он же завершает образовательный и воспитательный процесс в библиотеке. Эту истину не следует упускать из виду. Отсюда и требования к его профессиональной подготовке, образованию и обучению в среднем специальном учебном заведении, в высшей школе.

Коммуникативная функция - функция общения, значение которой все более ощутимо в постсоветской России, когда публичные библиотеки во многом становятся дискуссионными клубами, очаги культурного досуга и развития духовных интересов читателей. В переплетении указанных функций публичной библиотеки доминантной является просветительская функция, вбирающая в себя информационные, и образовательные, и воспитательные, и коммуникативные задачи. Библиотека как коммуникативная система, исполняя свою информационную функцию, обязана без разрушений сотрудничать с социумом.

Согласно идее О. Моргенштейна, при таком взаимодействии часть библиотечной системы может быть разрушена, но структурные элементы, которые обеспечивают стойкий уровень реализации функций всей системы. должны оставаться неизменными. Одна из первых попыток создания формальных критериев развития системы связана с идеей Г. Спенсера об усложнении элементного состава и дифференциации структур и функций, организации взаимодействия и отношений между людьми.

В основу динамики библиотеки как коммуникативной системы, заложен человеко-центрический подход и человеческое измерение А. Чачко, гуманистическая направленность которых обеспечивает коммуникативную функцию общения от межличностного к дискурсивному в системе библиотекарь-читатель, далее к процессам межкультурной коммуникации и общению в киберпространстве. Общение в виртуальном пространстве для библиотек в последние годы выделилось в специальную среду коммуникации, которая существует только в пределах виртуальной реальности и предопределяет отличительные черты делового общения.

В современных компьютерных сетях развита возможность реализации двухсторонней связи в процессе общения между потребителями информации и библиотеками, которые ее предоставляют. Динамичность свойственна и информационной функции библиотечной коммуникации, стремительность развития которой может быть представлена общей схемой от закрытых форм информирования монастырских библиотек к формам информации библиотек открытого общества, далее свободный доступ к информации электронных библиотек и информационной среды Интернет.

Расширение систем коммуникаций - главная объективная динамическая особенность библиотеки. Она выражается в одновременном существовании двух динамических процессов, которые охватывают коммуникативную систему в целом свойство первого - постепенно изменять базовые коммуникативные системы второго - перераспределять свойства между системами.

Познание этих процессов дает возможность ответить на вопрос насколько изменчивы коммуникативные системы библиотек. Так, информационные системы, которые стали называть электронными библиотеками, появились благодаря широкому распространению Интернет, стремительному росту емкости запоминающих устройств, а также значительным достижениям в области Web-технологий, в технологиях баз данных и документных систем. Эти предпосылки обеспечили возможность создания больших коллекций документов, в первую очередь, публикаций в электронной форме и массового доступа к ним. Ю.Н. Столяров, указывая на истоки электронной библиотеки, обратил внимание на то, что все основные концептуальные идеи электронной библиотеки неоднократно реализовывались в синкретических собраниях документов в глубокой древности, еще в библиотеках Месопотамии за 4500 лет до н. э Древнего Египта за 3100 лет до н. э. и других античных государств.

В библиотеку направляли все, что достойно памяти, что представляло духовную ценность.

Стоит ли повторяться, что такую же цель преследует и современная электронная библиотека. Д. Барбер в статье, опубликованной в журнале Library Technology Reports указывает, что доля имеющегося содержимого в цифровой форме является мизерной по сравнению с объемом имеющихся печатных материалов. Библиотечный фонд, как и все базовые коммуникативные системы, отличается динамичностью. Со времен Александрийской библиотеки все библиотеки содержат установленные фонды записанных знаний.

Поскольку эти фонды растут в объеме, библиотекари помогают обеспечивать доступ все большему числу читателей к большему числу единиц фондов. Однако ни одна библиотека не может иметь исчерпывающего фонда. Совместное использование фондов становится необходимостью и является определяющей в динамике их развития. Остановимся еще на одной базовой системе коммуникаций - рекламе. Динамика рекламной деятельности решается библиотеками комплексно, учитывая механизмы ее формирования в процессе развития библиотек от глиняных табличек Шумера к закрытой системе средневекового монастыря, от моноидеологичной пропаганды к разнообразию взглядов на идеологию современной библиотеки, которая средствами рекламы предоставляет равный доступ читателей к библиотечным базам данных.

Тип динамичности, который свойственен системам библиотечной коммуникации, создается разумом библиотекаря и служит человеку, составляя ее основной классификационный признак. Сегодня, когда все более широкие слои населения втягиваются в воронку бездуховных рыночных отношений, значение просветительской нацеленности библиотечной работы особенно велико.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ

Наряду с библиотечным фондом, библиотека располагает библиотечным персоналом и соответствующей МТБ. Современная библиотека гарантирует открытый,… Причины в том, что речь идет о самых универсальных учреждениях из всех… Их богатство и значение росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социо-культурный подход к библиотеке как феномену культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Значение библиотеки
Значение библиотеки. росли по мере того, как человек делал очередные шаги в познании окружающего мира и самого себя. Они содержат всё и имеют отношение ко всему, призваны оказывать помощь и содейст

Сети библиотек
Сети библиотек. Наиболее обширна и разветвлена сеть публичных библиотек, в которую входят девять библиотек федерального ведения ? Российская государственная библиотека ? Российская национальная биб

Социальная роль библиотеки в обществе
Социальная роль библиотеки в обществе. Понятие социальной роли можно считать ключевым в иерархии понятий миссия, значимость, функции библиотеки. В Словаре русского языка С.И. Ожегова слово м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги