Социология культуры

Контрольная работа на тему: «Социология культуры» по дисциплине: «Социология» Содержание Содержание 2 Введение 1. Понятие и сущность культуры 2. Проблема культуры в социальной теории 3. Тенденции развития культуры в современном мире 4. Взаимосвязь экономики социальных отношений и культуры в обществе 13 Заключение 15 Список используемой литературы 16 Введение Социология культуры – одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли.

Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью. Одни авторы склонны рассматривать социологию культуры как "отраслевую социологию" более или менее широкого охвата, изучающую "сферу культуры", "культурные процессы". В этом качестве социология культуры трактуется то, как существующая наряду с такими отраслевыми дисциплинами, как социология искусства, науки, образования, то как включающая их в себя в качестве субдисциплин.

Но если рассматривать социологию культуры как отраслевую дисциплину более или менее широкую по охвату изучаемых явлений, то неизбежно встает вопрос об определении границ "культуры". Почему мы относим к "культуре" религию, науку, искусство, но не относим политику и экономику? Разве эти сферы социальной жизни в меньшей степени регулируются культурными значениями и нормами? Существует точка зрения, рассматривающая социологию культуры не в качестве направления, изучающего некий "сегмент" или "сферу" социальной реальности, а в качестве особого подхода к видению социальной реальности вообще.

Этот подход исходит из смысловой природы социальных феноменов.

В данном случае социология культуры превращается, фактически, в самостоятельный проект социологии, близкий к понимающей социологии. Различия между подходами к определению предмета социологии культуры во многом обусловлены разным пониманием того, что представляет собой собственно "культура". Как известно, "культура" – это одно из самых многозначных понятий, число определений которого исчисляются сотнями. Возможно, именно в связи с этой неопределенностью, а также ценностной и мировоззренческой нагруженностью термина "культура", многие исследователи вообще стараются его не использовать.

Трудности, возникающие при определении предмета социологии культуры, связаны и с тем, что культура является объектом анализа не только социологии, но и других наук – в частности, культурной антропологии и философии культуры. Относительно недавно возникла наука, для которой "культура" является основным объектом изучения – культурология. Кроме того, существует множество наук, изучающих различные сферы культуры.

Перед социологами, таким образом, встает проблема предметного размежевания с другими науками, изучающими культуру. И эта проблема не имеет простого решения. Четкую границу, зачастую, провести невозможно. Исследования культуры – крайне сложного и многообразного феномена, "естественным образом" тяготеют к междисциплинарности. Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии.

Не только предмет изучения, но и время возникновения социологии культуры может трактоваться по-разному. А. Согомонов, в частности, утверждает, что "как особое направление социология культуры в мировой социальной мысли концептуально и категориально оформляется постепенно, начиная с рубежа 60-70-х гг а в отечественной науке и того позже. Отмежевавшись как от чистой социальной теории, так и от сопредельных областей …, социология культуры окончательно и полноценно реализовалась как научный проект лишь параллельно с развитием постмодернистской социологической парадигмы". Однако такая точка зрения может быть оспорена.

Крупные проекты социологии культуры были предложены Альфредом Вебером и Карлом Манхеймом еще в первой половине ХХ века. С другой стороны, эпоха постмодерна, ставшая, согласно А. Согомонову, временем "концептуального и категориального оформления" социологии культуры и ее "размежевания с сопредельными дисциплинами" характеризуется как раз размыванием границ между дисциплинами, тяготением к междисциплинарности, а также удивительной понятийной неопределенностью и многозначностью.

Но эпоха постмодерна и возникшая в эту эпоху постмодернистская социологическая теория действительно характеризуется повышенным интересом к культурной проблематике, о чем будет сказано ниже. Таким образом, и время возникновения социологии культуры как отдельной дисциплины мы не можем указать с определенностью.

Тем не менее, с полной определенностью можно утверждать, что анализ культурных феноменов – неотъемлемая часть социологии со времен Огюста Конта, и в этом смысле социология культуры – ровесница социологии. 1.

Понятие и сущность культуры

Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора - выдающегося английского и... Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использован... Согласно, одного из основоположников русской и американской социологич... В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жиз... Не "власть толпы", конечно. И не "власть посредственности", торжествую...

Проблема культуры в социальной теории

Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 культу... Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в социол... Индивиды усваивают значения знаков и символов в процессе социализации,... Именно в убеждениях и верованиях содержится то, чему люди в действител... 3.

Тенденции развития культуры в современном мире

Вернадского и П. . Как ни условно обозначение целых эпох в культурной жизни общества поня... И если прежде естественнонаучное знание нередко рассматривалось как кр... В начале XX в.

Взаимосвязь экономики социальных отношений и культуры в обществе

Производство и творчество, ценность и стоимость тогда совпадали. XVII век стал не только временем первой научной революции и началом на... В XIX в по мере развития промышленности и утверждения капитализма, сит... Бодлер: "Когда промышленность вторгается в искусство, она становится е... В 90-е гг.

Заключение

Заключение Подводя итог вышесказанному социология культуры - одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли.

Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно " социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью. Социологический анализ культуры никогда не был свободен от влияний со стороны философии, культурной и социальной антропологии, психологии и других гуманитарных наук. Но и эти науки, в свою очередь, испытывали влияние со стороны социологии. Не только предмет изучения, но и время возникновения социологии культуры может трактоваться по-разному.

А. Согомонов, в частности, утверждает, что "как особое направление социология культуры в мировой социальной мысли концептуально и категориально оформляется постепенно, начиная с рубежа 60-70-х гг а в отечественной науке и того позже.

Отмежевавшись как от чистой социальной теории, так и от сопредельных областей …, социология культуры окончательно и полноценно реализовалась как научный проект лишь параллельно с развитием постмодернистской социологической парадигмы". Однако такая точка зрения может быть оспорена. Крупные проекты социологии культуры были предложены Альфредом Вебером и Карлом Манхеймом еще в первой половине ХХ века. С другой стороны, эпоха постмодерна, ставшая, согласно А. Согомонову, временем "концептуального и категориального оформления" социологии культуры и ее "размежевания с сопредельными дисциплинами" характеризуется как раз размыванием границ между дисциплинами, тяготением к междисциплинарности, а также удивительной понятийной неопределенностью и многозначностью.

Но эпоха постмодерна и возникшая в эту эпоху постмодернистская социологическая теория действительно характеризуется повышенным интересом к культурной проблематике, о чем будет сказано ниже. Таким образом, и время возникновения социологии культуры как отдельной дисциплины мы не можем указать с определенностью.

Тем не менее, с полной определенностью можно утверждать, что анализ культурных феноменов – неотъемлемая часть социологии со времен Огюста Конта, и в этом смысле социология культуры – ровесница социологии.

Список используемой литературы

Список используемой литературы 1. Аберкомби Н. Хилл С, Тернет Б.С. Социологический словарь. М. «экономика» 2004 2. Козлова О.Н. «Социология». М. «Омега-Л», 2004 3. Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2 томах, СПб «Университетская книга», 1998 4. Матецкая А.В. Социология культуры.

Уч. пособие. Ростов. РГПУ, 2006 Окладникова Е.А. Социология культуры: Учеб. Пособие СПб: СПбГИЭУ, 2006.