рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальные институты религии

Социальные институты религии - раздел Социология, Социальные институты: сущность и общая характеристика Социальные Институты Религии. Религия Представляет Собой Общемировой Социальн...

Социальные институты религии. Религия представляет собой общемировой социальный институт, включающий в себя многие тысячи видов и форм религиозных верований. Тем не менее одна принципиальная черта характерна для всех них: это выделение и различение того, что свято (высшая сила, совершенная, неприкосновенная, несомненная, превыше всего), и того, что несовершенно, обыденно, повседневно.

Таким образом, религия как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики, которые ориентированы на сферу священного, сверхъестественного.

С социологической точки зрения могут быть выделены следующие виды религий: простая вера в сверхъестественное, анимизм, теизм, абстрактный идеал. Обшей чертой религий является наличие теодицеи — эмоционально удовлетворяющего объяснения самых существенных проблем человеческого существования: появления человека, его страданий и смерти. Универсальная последовательность рождения, коротких лет жизни, страданий и смерти выглядит бессмысленной, но теодицея придает этому смысл, объясняя или оправдывая наличие зла и несчастий в этом мире. Социальная функция религии.

Важнейшей социальной функцией религии в истории человечества было поддержание целостности данной социальной системы. Особое значение в условиях России, где религиозные верования воплощены в различных конфессиях, приобретают те черты подобных верований, в которых терпимость, уважение к чужой вере занимают подобающее место. Только при таком условии религиозная вера выполнит функцию духовно-созидательного начала в общественном развитии России как многоконфессиональной страны.

В двух случаях созидательная, конструктивная, интегрирующая функция религии не может быть реализована. Во-первых, путем подчинения религии государству, превращения религии в зависимый придаток государства, так как потеря ею функции независимого носителя высших нравственных принципов, высшего морального авторитета ведет к потере религией своего священного, независящего от земных структур характера.

Во-вторых, путем поглощения религией государства обретения религией официального гос. статуса в качестве единой и обязательной формы верования, так как потеря теократическим государством своего светского характера, утрата им функции гаранта свободы вероисповедания ведет к дискриминации и подавлению иных верований. Правовые нормы обеспечивают структурирование социальной жизни, регулирование социальных взаимодействий в целях придания им формального порядка и определенности.

Но содержание подобного порядка, определение того, что считать правильным и справедливым, а что несправедливым, преступным, что существенно, жизненно важно, а что нет, т. е. свою сущностную, ценностную природу право может обрести только извне. Таким источником могут служить также и нравственно-этические принципы религии. Социальные институты семьи В обществе любого типа с неизбежностью возникают и развиваются социальные институты семьи. Вырастая на основе специфических биологических черт человека, они обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций. Специфично то, что реализация этих общественно-значимых функций осуществляется благодаря личной заинтересованности, потребности людей в семейном образе жизни и потребности в детях, при этом исключается всякое внешнее принуждение и давление.

Семья исполняет роль посредника между индивидом и обществом. Семья помогает индивиду занять свое место в обществе, реализовать себя в качестве члена общества, с одной стороны, и, с другой стороны, обеспечивает ему защиту, охраняет сферу его личной жизни, помогает сохранить свою индивидуальность.

Такова важнейшая социальная функция семьи. Наиболее полная классификация основных функций современной семьи разработана М.С.Мацковским, он выделяет - репродуктивную, - воспитательную, - хозяйственно-бытовую, - экономическую, - сферу первичного социального контроля, -сферу духовного общения, социально-статусную, -досуговую, - эмоциональную и сексуальную функции.

Искусство как институт культуры Искусство – это всегда творческое восприятие, позволяющее изменять оценки в зависимости от социального опыта, субъективного состояния, социальной ситуации. Воздействие искусства не зависит от социального статуса или образования. Демократичное и доступное, оно заражает человека, затрагивает его мир чувств и эмоций. Социологически структурируя искусство, можно выделить создателя произведения искусства и потребителя искусства. Искусство как социальный институт выполняет следующие функции: • коммуникативную – основана на том, что в процессе знакомства и усвоения искусства люди общаются на высоком уровне эмоциональности и чувственности, благодаря чему достигается духовное единство; • практическую – связана с созданием шедевров искусства, которые предполагают духовное отношение к действительности.

Практическая значимость искусства проявляется в его разновидностях: изобразительном искусстве, музыкальном, синтетическом, «техническом», декоративно-прикладном и др. В разнообразных направлениях, течениях и стилях также реализуется его практическая значимость, в них отражается исторически сложившаяся общность художественных признаков, характерная для разных эпох и народов; • релаксационную – отражает влияние искусства на душевно-духовный мир человека, его восстановление, равновесие. под влиянием искусства человек по-иному начинает воспринимать социальные процессы и изменения; • компенсаторную – отвечает за компенсацию недостатка общения человека с «красотой» в социальном мире. Искусство удовлетворяет потребность человека в прекрасном; • гедонистическую – состоит в наслаждении искусством, удовлетворении человеком потребности в наслаждении; • гармонизирующую – предполагает, что искусство гармонизирует отношения, воспитывает гармоничное в человеке.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социальные институты: сущность и общая характеристика

В ходе своего развития социальные институты стали более специализированными по функциям, а некоторые из них заняли господствующее место в системе… Так, например, в первобытном обществе особую роль играла семья, в феодальном… Понятие и определение социального института Само понятие институт (от лат. institutum — установление, учреждение)…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальные институты религии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и определение социального института
Понятие и определение социального института. Само понятие институт (от лат. institutum — установление, учреждение) употребляется в трех смыслах: 1. Название научно-исследовательских учреждений, а т

Социальные институты политики
Социальные институты политики. Политические институты осуществляют реализацию политической власти, чья необходимость определяется тем обстоятельством, что доступные для индивидов, социальных групп

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги