Малые компоненты этнической структуры

Малые компоненты этнической структуры. Типичным элементом этнической структуры являются национальные группы, то есть такие группы людей, которые сохраняют этнические признаки какой-либо нации, и проживают за пределами своих национально-государственных образований или не имеют таковых вообще.

Если национальная группа не проживает компактно на территории другого государства, сохраняя непосредственные социокультурные связи, а находится в рассеянном состоянии, то ее называют диаспорой.

Наконец, в России имеется довольно значительное число малых этнических групп, которые насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен человек и сохраняют некоторые этнические признаки: диалект, самосознание, некоторые бытовые традиции и территорию населения.

Это ороки, живущие на Сахалине (170 человек), энцы - на полуострове Таймыр (200 человек) и другие. Итак, во втором параграфе мы рассмотрели основные типы этносоциальных общностей, живущих на территории России. Они входят в этносоциальную структуру общества - сеть устойчивых социальных отношений между нациями, народностями, национальными и этническими группами конкретного государства. Этническая структура общества Национальные группы Малые этнические группы Народности Нации - Субэтносы 3. Взаимодействие этносоциальных общностей Национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов, в том числе проблем территории, языка, традиций, духовной жизни в целом. Объективной основой возникновения и развития национально-этнических отношений является сосуществование отдельных этносов на единой территории (соседних территорий). Как правило, эти отношения не существуют в чистом виде, они вплетены в сложившиеся экономические, социальные, политические отношения, однако их субъектами являются этносоциальные общности.

Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей этносов в работе, определенном уровне потребления, собственности.

Социальные отношения этносов реализуются в быту, семейной структуре, в структуре производственных коллективов и т.д. Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются, прежде всего, участия этносов в осуществлении политической власти, в национально-государственном устройстве, в практике осуществления гражданских прав. Взаимодействие этносоциальных общностей характеризуется следующими социальными процессами: миграция, интеграция, консолидация, ассимиляция, аккомодация (адаптация), аккультурация.

Под миграцией понимается передвижение этносоциальных групп в пределах этнической территории или переселение на территорию других титульных этносов.

Интеграция характеризует процесс установления этнических культурных контактов разнородных этносов в пределах одной социально-экономической и политической общности. Консолидация - это процесс слияния относительно самостоятельных этносов и групп, обычно родственных по языку и культуре в единую этносоциальную общность.

Ассимиляция - процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносоциальных общностей, значительно различающихся по происхождению, культуре, языку, в результате которого представители одного этноса усваивают язык и культуру другого этноса. Как правило, при этом они утрачивают прежнюю национальность и растворяются в социокультурной среде другого этноса. Аккомодация - это приспособление людей к жизни в новой этнической среде или приспособление этой среды к ним для взаимного существования и взаимодействия в экономической и социальных сферах.

Аккультурация - это процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Проблемы национального равноправия и справедливости являются исключительно сложными и не всегда поддаются успешному решению даже в развитых демократических государствах. А под национальным вопросом чаще всего понимают вопрос об угнетении одной нации другой, об их неравноправии и социально-экономическом неравенстве, освобождении и самоопределении этноса.

Российская империя, в отличие от западных государств, насильно вытеснявших и уничтожавших коренные этносы (аборигенов) на завоеванной территории, создавала условия для сохранения этносов и обеспечивала им военно-политическую защиту. Большинство народов вошли в состав России добровольно. Тем не менее, уровень социально-экономического и культурного развития большинства этносов значительно отличался, что приводило к периодическим обострениям национального вопроса.

Сейчас национальные отношения внутри Российской федерации характеризуются многоликостью и усилением центробежных явлений. Это становиться понятным, если оценить тот факт, что в течение многих десятилетий шло разрушение индификации этносов за счет унификации и абсолютизации тенденций к сближению наций. Серьезный анализ проблем этносов был невозможен, а национальные отношения сводились к классовым. Движение к свободе сопровождается появлением многих разъединительных процессов, в ходе которых идет разрушение весьма длительных культурных, экономических и иных связей между этносами.

Российский центр зачастую не в состоянии влиять на распределения благ, вести согласование интересов, хотя отмечается определенная тенденция к созданию новой системе управления. Нуждается в упрочнении форма национально-культурной автономии, особенно для народов, живущих внутри коренного населения (создание национальных школ, театров, культурных центров) Будущее России может быть связанно лишь с объединением этих этносов, проживающих в России, но с объединением добровольным, гибким, учитывающим тот существующий факт суверенизаций республик и автономий.

Попытки игнорировать национальные образования вообще, создание унитарного государства, как и попытки утверждения понятий “коренной нации” и подчинения всех интересов, в т.ч. интересов личности, национальному интересу в узком его понимании способны привести к катастрофе и страну, и нации, и их лидеров.

Поскольку существует серьезный объективный, прежде всего экономический интерес сохранения целостности России, дополненный длительной исторической традицией, то разъединительная тенденция как выражение стремления этносов к возрождению, может обрести созидательное начало на основе нового баланса интересов и баланса сил.