рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Закономерности развития этносоциальных общностей

Работа сделанна в 2008 году

Закономерности развития этносоциальных общностей - Курсовая Работа, раздел Социология, - 2008 год - Министерство Образования И Науки Российской Федерации Федеральное Агентство П...

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова» Кафедра ТиПС Вечерний факультет Курсовая работа По предмету «социология» На тему: «Закономерности развития этносоциальных общностей» Выполнила: ст-ка гр.5СР-61 Турпанова Мария Проверила: Степанова Лариса Михайловна Оценка: Барнаул, 2008 г. Содержание Введение 1. Определение понятия «этнос» в теория ученых 2. Этническая общность. Этнос. Народ. Нация 2.1 Этническая общность 2.2 История развития этносоциальных общностей 2.3 Нация 2.4 Малые компоненты этнической структуры 3. Взаимодействие этносоциальных общностей Заключение Список литературы Введение Этносоциология или, иначе говоря, социология межнациональных отношений, направление в социологии, изучающее сущность, общие закономерности развития и функционирования этнических общностей, взаимоотношения между ними и разрабатывающее методологические основы исследования этнических общностей.

Всесторонне и целостно рассматривая жизнедеятельность народов, этносоциология исходит из соотношения общего, особенного и единичного, раскрывает своеобразие труда и быта, культуры и ценностных ориентаций различных этнических групп, анализирует социально-экономические и политические процессы, происходящие как внутри этнических общностей, так и между ними, разрабатывает основные пути управления развитием этносов.

Этносоциология очень актуальна для изучения, она изучает весьма сложную сферу национально-этнических отношений, которые касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей, устанавливает различия между терминами «этнос», «народ», «нация», значения которых мы часто путаем и не до конца понимаем.

Цель моей работы разобраться в содержании национально-этнических отношений и исторических тенденциях их развития, в содержании так называемого национального вопроса и его решения в современных условиях, а также установить существенное различие в определении таких терминов, как «нация» и «народ», и разобраться в их значении.

Объектами изучения курсовой работы являются этносы или этнические общности. Следует принять во внимание, что в отечественной и мировой науке не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса. В обществе издавна возникли и имели устойчивое бытование религиозно-идеалистические способы объяснения многообразия этнического состава населения Земли. Один из них - библейский рассказ о попытке возведения Вавилонской башни, завершение которого Бог остановил, разделив строителей по языковому принципу: в результате этого разделения будто бы и возникли различные языки и народы. Хотя проблемы изучения этнических общностей подвергались и подвергаются изучению всей мировой этнологией, все же теория этноса в относительно большей мере привлекла к себе внимание российских ученых.

Свой вклад в ее разработку внесли многие отечественные исследователи.

В российской науке всегда преобладали теоретические взгляды на этнические общности как на реально существующие объекты, которые закономерно возникают, функционируют, эволюционируют и взаимодействуют. Это обстоятельство и теперь остается сильной стороной отечественной этнологии. Этносоциология, подобно любой другой науке, существует и функционирует не только в виде теорий, концепций, идей, методов, фактических данных и т.п но и в виде сообществ и организаций ученых, проводящих научные исследования.

Современная мировая прогрессивная этносоциология выполняет следующие главные функции. Первая (и главная из них, представляющая собой основу для выполнения всех остальных функций) - научно- познавательная. Этнологическая наука в лице составляющих ее научных сообществ и социальных институтов осуществляет познание этнографических реальностей, формирует конкретное знание этнической картины мира в различные исторические эпохи и в наше время, исследует характер и особенности этнических процессов во всех регионах нашей планеты.

Этнологи стремятся выяснить закономерности происхождения, развития, строения и функционирования этносов, а также определить тенденции их развития в будущем. Без таких знаний едва ли, например, удалось бы удовлетворительно объяснить процессы формирования иммигрантских наций в Новом Свете или же понять природу трудностей становления государственности в ряде стран, недавно освободившихся от колониальной зависимости.

Другая важная функция этносоциологии отвечает потребности самопознания каждого отдельного народа-этноса. Научные знания о происхождении, этнической истории, современном функционировании и перспективных тенденциях развития каждого народа нередко противостоят обыденным представлениям и этническим предрассудкам. Специалисты изучают такие вопросы как: ¦ возникновение этносов (этногенез), ¦ историческую эволюцию этносов (этническую историю), ¦ современную жизнь этносов, ¦ возможные пути развития этносов (проблемы этнического прогнозирования). А также такие актуальные направления как: - расселение народов, их этнонимию и другие аспекты динамики размещения этносов; - социальные группы в составе этносов, а также этнические группы в составе классов, социальных слоев и институтов; - демографические процессы, происходящие в этносах; - субэтнические группы и образования; - обряды, обычаи, нравы и верования народов; - языковое поведение и его влияние на этнос; - политические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими отношениями и т.п. Говоря обобщенно, этносоциология изучает разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, включая изменение людьми своего этнического самосознания и своей этнической принадлежности. 1. Определение понятия «этнос» в теориях различных ученых Человечество, будучи единым целым в биологическом отношении, развивается по общим социальным законам и распадается на множество исторически сложившихся общностей.

Особое место среди подобных общностей занимают этносы (в переводе с греческого - народы). Этническая терминология появилась в социологии во второй половине 19 века в работах Л.Моргана, К.Маркса и других исследователей.

Дискуссии, связанные с определением понятия «этнос», еще не завершены, что отчасти определяется предметом соответствующих научных дисциплин (социология, этнология, этнография, этнопсихология, антропология), а отчасти различаем методологических принципов изучения этнического.

В западной социологии этносами и этническими группами зачастую называют такие общности, которые обладают специфическим самосознанием, этноцентризмом. Термин «этноцентризм» был введен в научный оборот американским социологом У. Самнером, который полагал, что существует резкое различие между отношениями внутри этнической группы и межгрупповыми отношениями.

К эмпирическому исследованию институтов культуры и этнического самосознания фактически сводили изучение этносов представители функционалистического направления английские социологи Б.Малиновский и А. Радклифф-Браун. Х. Гарфинкель - американский социолог феноменологического направления предложил термин «этнометодология», образованный по аналогии с этнографическим термином «этнология». Центральное место в этнометодологии занимает изучение способов интерпретации явлений окружающего мира в соответствии с групповыми нормами обыденного сознания, морали, идеологии.

Поклонники субъективистской, идеалистической интерпретации этнических общностей есть и среди общественных деятелей.

Например, теоретики исламского фундаментализма мусульманский этнос расширяют до границ распространения религиозной конфессии. Оригинальную концепцию этносов и этногенеза предложил Л.Н. Гумелев, согласно которому развитие этноса определяется не социальными, а биофизическими процессами, действием второго начала термодинамики, космическими излучениями. Человек есть часть биосферы, находившаяся под воздействием трех видов энергии: 1) энергии солнца; 2) энергии распада внутри земли; 3) космической энергии.

Взаимодействие данных видов энергии и создает этнос - поле биофизических колебаний с определенным ритмом. Поэтому этнические общности отличаются друг от друга не способом производства и культурой, а стереотипами поведения, условными рефлексами, обусловленными адаптацией к географической среде. «Этнос считает Л.Н.Гумелев это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, существующих как этническая энергетическая система, противопоставляющая себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающаяся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно изменяется в историческом времени». Сам по себе ландшафт и климатические условия по Л.Н.Гумелеву не создают этноса.

Для этого необходимо соседство и взаимодействие двух этносов, живущих на территории с разными ландшафтами. Этнос в своем развитии (1200 - 1500 лет) от пассионарного толчка до исчезновения проходит несколько фаз: подъема, акматическую (пиковую) фазу, надлома, инерционную и т.д. Самые тяжелые моменты в жизни этноса - смены фаз, когда ломка психологических стереотипов.

Чрезмерное упрощение природы этноса, по сути дела, сведение закономерностей этнической жизни к закономерностям природных объектов (редукционизм), отрицает возможности социального воздействия на этнические процессы, логическая несогласованность ряда основополагающих идей теории - таков далеко не полный перечень слабостей и погрешностей этой концепции. Наибольшим распространением среди российских этнологов пользуются дуалистические представления об этносе.

Их сущность полнее всего изложена в трудах Ю.В. Бромлея. Исходный пункт этой теории состоит в том, что в этносе будто бы по-разному сочетаются, с одной стороны, так называемые собственно этнические свойства и характеристики (этнический язык, народно-бытовая культура, обрядовая жизнь, этническое самосознание), а с другой стороны, такие, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и бытия собственно этнических элементов (территориальные, экономико-социальные, государственно-правовые и т.п.). В соответствии с этим деление этнос получает якобы двойственную (дуалистическую) природу и как бы два смысла - узкий и широкий.

Наиболее часто приводимый случай приложения к реальности узкого и широкого смысла понятия «этнос» - пример украинцев: все украинцы, живущие в мире, в том числе и в Канаде - это этникос (узкий смысл), а украинцы, обитающие в пределах Республики Украины - этносоциальный организм (широкий смысл). Заслугами дуалистической концепции можно считать, во-первых, широкое распространение представления об этносе как главнейшем объекте изучения этносоциальной науки, а во-вторых, одну из серьезных попыток теоретического решения вопроса о воспроизводстве этноса. Итак, отметим, что в составе описанных выше этнологических теорий и концепций имеется немало идей, соображений, гипотез и догадок, критическое освоение которых, несомненно, пойдет на пользу науке.

Из сказанного также вытекает, что содержание этносоциологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке интерес лишь к экзотическим странам и народам. 2.Этническая общность.

Этнос. Народ. Нация 2.1 Этническая общность Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.

Общность территории - важнейшее условие формирования всех типов этносов. Причем, будучи условием становления этноса, целостность территории не является строго обязательным фактором его последующего воспроизводства. Сложившееся самосознание, идеология и культура могут оказаться конституирующими и воспроизводящими этнос даже при потере территориальной общности. Это отчетливо видно на примере этнической истории евреев. Длительная совместная жизнедеятельность ведет к формированию хозяйственного единства, специфической материальной культуры, бытовой культуры, социальной стратификации.

По мнению некоторых исследователей, характерной чертой этноса является эндогамный брак. Эндогамия - это брачные связи внутри определенного сообщества, которое обычно сочетается с экзогамией - запрещением близкородственных браков, входящих в него родов. Однако эндогамия характерна скорее для примитивных этносов, например племен, и нетипична для современных наций. На основе территориальной и социально-экономической общности возникает духовная культура этноса: обычаи, обряды, нормы поведения, язык. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознает свое единство, прежде всего - общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство.

Может измениться этническая территория, некоторые части этноса откажутся от языка, часть этноса отколется от ядра, но сознание общности происхождения и исторической судьбы, то есть этническое самосознание у представителей этноса остается.

Этнос - целостная система, в которой систематизирующую роль выполняют различные признаки (при определяющей роли материального). Этническая общность - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающая относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, сознанием своего единства и отличия от подобных общностей (самосознанием). В отличие от этносов, в узком смысле слова этносоциальные общности не только обладают самосознанием, языком и размещены на определенной территории, но и создают особый социально-экономический организм и полную социальную структуру.

Как правило, этносоциальные общности состоят из нескольких классов, слоев, групп или сословий. 2.2

История развития этносоциальных общностей

Сорокин. 2.4 . Чукчи, ханты, манси, коряки - во взаимосвязи с русской нацией. Уэльска... Национальное сознание трактуется им как сознание того факта, что люди ... Сегодня племена сохраняются в развивающихся странах Африки и Азии.

Малые компоненты этнической структуры

Итак, во втором параграфе мы рассмотрели основные типы этносоциальных ... Объективной основой возникновения и развития национально-этнических от... Аккомодация - это приспособление людей к жизни в новой этнической сред... Проблемы национального равноправия и справедливости являются исключите... А под национальным вопросом чаще всего понимают вопрос об угнетении од...

Заключение Итак, изучая данную тему, мы узнали, что существует такой раздел в социологии как этносоциология. Что данная самостоятельная наука изучает возникновение и развитие этносоциальных общностей, а также очень актуальные вопросы, касающиеся взаимоотношений этносоциальных обществ и один из важнейших вопросов о национальном равноправии, возникающий во все времена и во всех странах.

Что содержание этносоциологии совсем не совпадает с теми обыденными представлениями, которые совершенно неосновательно приписывают этой науке - интерес лишь к экзотическим странам и народам. Этносоциология изучает практически все стороны жизни этнических общностей.

Рассматривая историческое развитие этносоциальных обществ, мы узнали, что этнос как таковой начал свое существование с племен, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых социальных связях. А с переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народу. С переходом к капитализму возникают нации, в определении которых на первое место выходят экономические отношения.

Существуют малые элементы этнической структуры общества: суперэтносы, субэтносы, национальные группы, малые этнические группы. Все они входят в этносоциональную структуру общества - сеть устойчивых социальных отношений между нациями, народностями, национальными и этническими группами конкретного государства (в нашем случае рассмотрена структура общества Российской Федерации). Проблемы национального устройства СССР всегда была очень важной: на территории бывшего СССР проживало 128 этносов, составляющих 40 наций, около 50 народов, 30 национальных и этнических групп.

При распаде СССР оказалось, что четверть населения, т.е. около70 млн. человек, живут за пределами своих национальных государственных образований (25млн. из них составляют русские). Список литературы 1. Основы социологии: учеб. пособие/ В.И. Золотов; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2008 224с. 2. Регионоведение: учеб. пособие для вузов/ (Е.Ю.Баженова и др.); отв. ред. Ю.Г. Волков Изд. 2-е, испр. и доп Ростов на Дону: Феникс, 2004 442с. 3. Национальное самосознание русских: (Социол.

Очерк)/ З.В. Сикевич М.: Механик, 1996 205с. 4.Образование в этносоциальном ракурсе государственной кадровой политики / Л.В. Вагина, Б.Т.Пономаренко // Образование и общество 2006. -№ 4. 5. Арутюнян Ю.В Дробижева Л,В Кондратьев В.С Сусоколов А.А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования М.: Наука, 2000 225с. 6. Арутюнян Ю.В. Трансформация постсоветских наций М.: Наука, 2000 367с. 7. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли Л.: Наука, 1990 343с. 8. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность М.: Наука, 1987 334с. 9. Иванов В.Н Котов А.П Ладодо Н.В Назаров И.Н. Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации // Социологические исследования 1995 № 6 С.51-60. 10. Пуляев В.Т. Этносы и национальные интересы России // Социально-гуманитарные знания. -2002 № 1 С.18-40. 11. Чешко С.В. Человек и этничность // Этнографическое обозревание 1994 № 6 С.35-49.

– Конец работы –

Используемые теги: закономерности, развития, этносоциальных, общностей0.072

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Закономерности развития этносоциальных общностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Предмет теории государства и права составляют 1.1. законы, закономерности, тенденции общественного развития, отраженные в государственно-правовых явлениях и процессах
Предмет теории государства и права составляют... законы закономерности тенденции общественного развития отраженные в государственно правовых явлениях и...

Логические закономерности развития науки
Но наука изменила бы самой себе, если бы в этом броуновском движении гипотез, открытий, теорий не попыталась бы отыскать некую упорядоченность,… Выявление логики развития науки означает уяснение закономерности научного… Ныне логика развития науки представляется иной она развивается не только путем непрерывного накопления новых фактов и…

Часть I. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Впервые издаваемая в пашей стране хрестоматия обеспечивает необхо димым теоретическим материалом курс Психология аномального ребенка читаемый в... Особенностью данной хрестоматии является то что она составлена... В отечественной психологической литературе не существует аналогич ного издания как по широте и разнообразию...

Мировое хозяйство: закономерности формирования, тенденции и проблемы развития
Со времени своего формирования во второй половине XIX века мировое хозяйство прошло достаточно долгий путь развития. Ныне, спустя более чем… Кроме того, ряд стран и региональных группировок смогли добиться серьезного… Основная цель работы состоит в исследовании состояния мирового хозяйства и перспектив его развития.В соответствии с…

Концепция человеческого развития по Программе развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)
Такое, более расширенное определение цели развития является главнейшим постулатом концепции человеческого развития. Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека явилось… В последующие годы состоялся целый ряд форумов и конференций ООН, посвященных различным аспектам человеческого…

Методологическое значение философских категорий бытия и развития для развития науки и военного дела
И одним из этих факторов являются основные законы диалектики, выражающие всеобщие стороны и черты развития и отвечающие на важнейшие корен¬ные… Современная война и вооруженная борьба - сложные и многогранные явления. Они… Являясь продолжением политики насильственны¬ми средствами, война возникает как результат наивысшего обострения…

Предмет естествознания.Закономерности, основные этапы, история, панорама и тенденции развития.
Предмет естествознания — факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую… Значение чувств и разума в процессе нахождения истины — сложный философский… Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает «родовую» истину, т. е. истину, пригодную и принимаемую всеми…

Техника: сущность, закономерности развития и роль в жизни общества.
Сейчас философия техники и философия науки сформировались как относительно самостоятельные области теоретического поиска, не менее значимые, чем… Необходимо отметить, то обстоятельство, что если наука - древний объект… Стремительное развитие техники обусловило ее всеобъемлющее влияние на современный мир. Определяющее воздействие…

Основные тенденции социально-экономического развития в 2012 году. Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2013-2015 годах
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД ГОДОВ...

Экономические отношения как основа человеческой деятельности. Структура и закономерности развития эконом. отношений
К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семей... Отличительная черта экономических агентов принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности...

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам