Общность и общество - раздел Социология, Теоретическая социология Речь Идет Не О Том, Чтобы Неразумной Воле Противопоставлять Разумную, Ибо И С...
Речь идет не о том, чтобы неразумной воле противопоставлять разумную, ибо и сущностная воля обладает разумом, более того — он формируется в ней до своего расцвета в качестве творческого и созидательного, искусного воления и деяния, как дух гения — художнического или нравственного; между тем в своих простейших формах сущностная воля есть лишь непосредственное, страстное и одновременно наивное воление и деяние; для избирательной воли, наоборот, чаще всего характерно сознание. Ее отличает делячество (machen) в противоположность творчеству (schaffen), т. е. механическая работа, и наш язык (как и другие языки) улавливает разницу, когда мы говорим о прожектерстве, махинациях, плетении интриг, лжи и всем том, что направлено на создание средств, единственное предназначение которых — вызвать желаемые нами следствия, соответствовать нашим практическим целям. Применяя эти понятия к связанностям, не следует понимать их в том смысле, будто имеются в виду обычные мотивы, из которых образуются связанности, заключаются союзы, формируются объединения или основываются общины; речь идет и о другом, не менее важном: о познании тех побуждений, которые лежат в основе бытия во всех видах связанностей, а следовательно, и тех, что вызывают отпор, хотя часто причиной отпора бывают по сути своей негативные побуждения, в то время как здесь имеются в виду лишь позитивные. Эти побуждения было бы неверно понимать и так, будто они постоянно и сущностно относятся к какой-то одной из категорий — либо к сущностной воле, либо к избирательной; здесь следует предполагать динамическое отношение, соответствующее человеческому чувствованию и мышлению: мотивы колеблются и переходят друг в друга, хотя там и тогда, где и когда происходит подобного рода развитие, наблюдается известная регулярность и даже закономерность — тенденция к абстрактно-рационалистическому формированию. Итак, все виды связанности, в которых преобладает сущ-ностная воля, я называю общностью (Gemeinschaft), а все те, которые формируются посредством избирательной воли или существенно ею обусловлены, — обществом (Gesellschaft), причем оба понятия в их сущности и тенденциях суть модальности связанности.
Тем самым с этих терминов снимается покров сопутствующего им смысла — обозначать сами связанные единства или даже коллективные и искусственные личности: общность и общество — сущностные формы, проходящие через все виды связанностей, как это будет показано в следующей статье*. (См. предшествующую статью «Общность», 1.)**
* Вероятно, Ф. Теннис имеет в виду статью А. Фиркандта, непосредственно следующую за его статьей в «Настольном словаре по социологии», — «Товарищеская общественная форма естественных народов» («Diegenossenschaftliche Gesellschaftsform de Naturvolker»). — Прим. перев.
** Речь идет о статье Т. Гайгера «Общность» («Gemeinschaft»); Т. Гайгер же является автором статьи «Общество» («Gesellschaft») в «Настольном словаре по социологии». — Прим. перев.
Все темы данного раздела:
Теоретическая социология
Антология
Том 1
Данное издание выпущено в рамках программы Центрально-Европейского Университета «Books for Civil Society» при поддержке Центра по развитию издат
ИДЕЯ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ
Предлагаемая вниманию читателя Антология представляет собой собрание текстов по теоретической социологии, от «отцов-основателей» до современных исследователей. Она составлена в помощь всем, кто из
I. Исторический очерк
Когда речь идет о такой новой науке, как социология, которая, родившись совсем недавно, находится еще в процессе своего формирования, то лучший способ объяснить ее сущность, предмет и метод — эт
III. Социологический метод
После определения сферы социологии и ее основных подразделений необходимо попытаться охарактеризовать наиболее существенные принципы используемого ею метода.
Главные проблемы социологии
Обсуждение тезисов
Г-н Дюркгейм. Прежде всего я должен коротко сказать о затруднительном положении, в котором я нахожусь. Согласившись рассмотреть ех abrupto* столь обширный вопрос, который объявлен во
I. Состояние общества и состояние общественного мнения
Я сказал, что ориентиром, по отношению к которому должны устанавливаться наши ожидания по поводу будущего морали, является не состояние общественного мнения, а состояние общества в том виде, как о
I. Методические основы
1. «Смысл» здесь рассматривается как субъективно предполагаемый либо: а) фактически самими действующими: 1 — в некотором исторически данном случае или 2 — в среднем и приблизительно в некоторой
II. Понятие социального действования
1. Социальное действование (включая воздержание или терпение) может ориентироваться на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других (месть за нападение в прошлом, отпор нападению в
От переводчика
«Основные социологические понятия» — первая глава последнего, незавершенного труда Макса Вебера «Хозяйство и общество», который готовился для пятитомного «Очерка социальной экономики». Замысел э
Знакомость и чуждость.
Вряд ли стоит подробно объяснять, насколько велико значение этого различия, скажем о нем лишь вкратце. В чужом городе, в толпе чужих людей вы случайно встречаете знакомого, может быть, даже «хорош
Симпатия и антипатия
Ни простое знание человека, ни знакомство с ним еще не означают, что мы ему «желаем зла» или, наоборот, он нам «нравится» и мы его любим (что бывает намного реже). Тех, кто нам симпатичен, и тех,
Доверие и недоверие
Третье различие, на которое я хочу обратить внимание, — это то, доверяем ли мы другим людям или не доверяем. К знакомому нам человеку мы испытываем определенное доверие, чаще всего слабое, к чужому
Связанность
А теперь я перехожу к четвертому различию, не отделимому от первых трех, отчасти уже содержащемуся в них, а именно к тому, связан ли я как-то с другими людьми или свободен от них. Соединени
Социальная связанность
Социальная связанность стремится стать взаимной зависимостью, что означает следующее: воля одного влияет на волю другого, стимулируя или сковывая ее или делая и то, и другое; если же в
Обмен как простейший случай социальной связанности
1. Многообразные способы связанности легче всего понять, соотнеся их с простейшим и одновременно рациональным типом, а именно со случаем простого обмена или взаимного связывания обещаниями, которые
Социальные сущности
У социологии как особой науки есть свои особые предметы: это — «вещи», происходящие из социальной жизни и только из социальной жизни. Они — продукты человеческого мышления и сущест
Человеческое воление
Это общечеловеческое воление, способность хотеть (wollen), понимаемая нами как естественная и изначальная, исполняется в способности мочь (konneri) и существенно обусловлена взаимод
Отношения, совокупности, корпорации
Я различаю следующие социальные сущности, или формы: 1) отношения (Verhaltnisse); 2) совокупности (Samtschafteri); 3) корпорации (Kurperschafteri) или соединения (Verbande) (союзы (Bunde), объеди
Совокупность
Вторым понятием социальной сущности, или формы, является Понятие совокупности. Я различаю естественные, душевные и социальные совокупности. К нашему понятию имеют непосредственное отношение
Корпорация
Третий и наиболее важный предмет чистой социологии — это соединение, или корпорация, обозначаемая и множеством других имен. Она не есть нечто природное, ее не следует понимать также как чист
Гражданское общество
Между тем первоначальный базис совместной жизни продолжает изменяться и находит завершение в явлении, часто именуемом индивидуализмом, но его истинный смысл заключается в том, что убавляетс
От переводчика
Центральное понятие социологии Ф. Тенниса «Gemеinschafl» (в паре с «Gesellschafl») по становившейся традиции переводят либо как «община», либо как «сообщество». Представляется, что перевод этого т
Примечание
1 Сущность кокетства я подробно разобрал в другой книге — «Философская культура» (Simmel G. Philosophische Kultur. Gesammelte Essais. Leipzig, 1911; переиздание — Berlin, 1983, 1986).
Формальные проблемы
На первом месте стоит ряд формальных проблем, устанавливающих теснейшую связь между социологией знания и теорией познания и логикой, с одной стороны, а с другой — между социологией знания и
Высшие аксиомы социологии знания
Итак, ряд принципов, значимость которых до сих пор еще в полной мере не признана, образует высшие аксиомы социологии: знания.
1. Знание каждого человека о том, что он — «член» общес
Высшие роды знания
«Формальными» проблемами социологии знания являются, далее, проблема подразделения исследуемых социологически высших родов знания, проблема их социального происхождения и проб
Ткань жизни
Натуралисты прошлого века были чрезвычайно заинтригованы своими наблюдениями взаимосвязей и взаимосоответствий в царстве живой природы — многочисленностью и разнообразием повсюду распространившихс
Равновесие в природе
Равновесие в природе, как его понимают экологи животных и растений, во многом является вопросом численности. Когда давление популяции на природные ресурсы среды обитания достигает определенной ст
Конкуренция, господство и последовательность
Существуют и другие, менее очевидные способы, посредством которых конкуренция контролирует отношения индивидов и видов в коммунальной среде. Два экологических принципа — господство и последователь
Биологическая экономика
Если, с одной стороны, давление населения дополняется изменениями локальной и более широкой среды так, что в одночасье нарушаются биотический баланс и социальное равновесие, это в то же время уси
Симбиоз и общество
Экология человека, не отождествляемая ни с экономикой, ни с географией, как таковая отличается во многих отношениях и от экологии растений и животных. Взаимоотношения между людьми и взаимодействи
Популярное представление о конкуренции
Впервые конкуренцию как универсальное явление отчетливо представили и адекватно описали биологи. Определенное в эволюционистской формуле как «борьба за существование» это понятие захватило вообр
Конкуренция как процесс взаимодействия
Из четырех основных типов взаимодействия — конкуренции, кон-/ фликта, аккомодации и ассимиляции — конкуренция является элементарной, универсальной и фундаментальной формой. Социальный контакт, как
Понятие конфликта
Различие между конкуренцией и конфликтом уже было отмечено. Это две формы взаимодействия, но конкуренция — борьба между индивидами или группами индивидов, которые не находятся обязательно в контакт
Классификация материалов
Материалы по конфликту были организованы в учебнике в четырех главах: а) конфликт как осознанная конкуренция, б) война, инстинкт и идеалы, в) соперничество, культурные конфликты и социальная орг
Классификация материалов
Отбор материалов по аккомодации осуществлен по следующим разделам: а) формы аккомодации; б) подчинение и главенство; в) конфликт и аккомодация; г) конкуренция, статус и социальная солидарность.
Социология ассимиляции
Аккомодация была описана как процесс приспособления, т. е. организации социальных отношений и установок, с тем чтобы предотвратить или уменьшить конфликт, контролировать конкуренцию и сохранять о
Классификация материалов
Выборка материалов по ассимиляции распределяется на три части: а) биологические аспекты ассимиляции; б) конфликт и слияние культур; в) американизация как проблема ассимиляции. Работы расположены от
Новости и инфо для студентов