Механизм преемственности

 

Прослеживание Марксом общественного характера научного познания при одновременном выявлении всей специфики индивидуального вклада каждого исследователя, рассмотрение развития познания как качественного изменения познавательной ситуации мы показали пока всего лишь на уровне иллюстрации. Если мы хотим выявить механизм передачи социальных достижений в познании, найти ту основу, на которой возможны новые творческие шаги, то есть смысл обратиться к механизму обычной предметной деятельности, к анализу простых моментов труда1.

Вычленяя простые моменты труда, Маркс показывает особое значение орудий труда: они предопределяют возможность освоения предметов труда, выход к новым предметам, в ней сконцентрированы достижения предшествующих поколений каждое новое поколение, получая их готовыми, отталкивается от них при создании новых орудий, с них начинаются радикальные изменения в процессе труда.

——————————————————

1 Возможность и плодотворность такой аналогии показана В. В. Быковым. См.: В. В. Быков. Гносеологическое значение «Капитала» К. Маркса для изучения структуры процесса познания. В кн.: «Диалектика и теория познания. Историко-философские очерки». М., «Наука», 1964.

– 68 –

 

В познавательном процессе подобную роль играют категории. Если в арсенале знания мы хотим найти моменты, общественное использование которых обязательно, неизбежно и носит массовый характер, если мы хотим выделить те результаты познания, дальнейшая познавательная роль которых особенно велика, если мы хотим отметить то знание, в получении которого творческая сущность познания и индивидуальный вклад личности проявляются с особенной силой, то мы должны будем обратиться к анализу понятий. Исследователь может порвать с каким-либо конкретным воззрением предшественника, выйти в совершенно другую сферу интересов, но осваивать ее он будет, пользуясь тем категориальным аппаратом, который задан ему обществом. Только использование имеющихся понятий дает возможность количественно наращивать объем знания, только на основе имеющихся понятий возможно создание новых понятий, только выработка новых понятий создает возможность замечать новое и, таким образом, качественно изменяет познавательную ситуацию на каждом новом этапе.

Если бы мы смогли показать социальную обусловленность появления нового понятия, этого сугубо индивидуального акта подлинного творчества и при том важнейшего и массового средства качественного увеличения возможностей познания, то можно было бы сказать, что мы рассматриваем вопрос на уровне выявления внутреннего механизма преемственности в творчестве, а не на уровне простых иллюстраций. Покажем, во-первых, что у Маркса может быть обнаружен особый интерес к познавательной роли категорий и к способу их возникновения. Во-вторых, попытаемся доказать, что идея социального производства категории прибавочной стоимости легла в основу построения IV тома «Капитала»1.