ГЛАВА III ПРОБЛЕМА ИСТИННОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ В СВЕТЕ ЕГО ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРАКТИКОЙ

«Теории прибавочной стоимости», как мы убедились, дают немало свидетельств неустранимой зависимости теоретического познания от развития практической деятельности, а также от личных интересов исследователей, независимо от их воли оказы­вающихся классовыми. Но есть ли здесь свидетельства того, что Маркса специально интересовали следствия, вытекающие из данной зависимости? Обосновывал ли он возможность постижения истины в этих условиях?

Прямых высказываний по этому вопросу нет, но методы ана­лиза воззрений различных авторов, систематически используе­мые Марксом, позволяют дать положительный ответ на постав­ленные вопросы.

Маркс неизменно выявляет отрицательные, затемняющие мо­менты в тех взглядах, которые в целом соответствуют действи­тельному положению вещей, вскрывает объективные основания, ошибочных воззрений, прослеживает условия, в которых невер­ные в своей основе взгляды могут оказаться полезными для раз­решения вопросов, стоящих в стороне от основной линии теоре­тического спора.

Все это свидетельствует о том, что, Маркс исходил из важнейшей для борьбы с агностицизмом предпосылки – в любом теоретическом положении содержится анализ объективного фак­та, а, следовательно, зерно истины. Однако сама по себе такая предпосылка еще не выводит за пределы эклектического пред­ставления – «все истинно и ложно в одно и то же время».

– 83 –

 

Возвышается ли Маркс над простой констатацией как ограничива­ющей, так и стимулирующей роли практической деятельности порождающей упреки в эклектицизме? Можно ли найти в «Те­ориях прибавочной стоимости» свидетельства постановки вопро­са о неуклонном, закономерном движении к конкретному знанию сущности, невзирая на все препятствия? Рассмотрим этот вопрос сначала на примере зависимости познания от уровня развития практики (§ 1), а затем, на примере зависимости, его от прак­тических интересов и моральных установок исследователя (§ 2)