Обращение к практике при обосновании объективной истинности понятия «стоимость» происходит у Маркса на качественно новой основе, преодолевающей обыденные представления, для которых практика является поводом для сомнений в этом понятии. В «Капитале» видно стремление Маркса ответить на вопрос, почему практическое воплощение стоимости в товаре, деньгах, капитале остается незамеченным. Товар – точно такой же предмет, который может производиться для удовлетворения собственной потребности, но когда производится для продажи, у него при тех же физических свойствах оказывается иная причина появления, иной оказывается и его сущность. Он является уже не просто следствием личной потребности, а результатом и выражением общественных отношений, что и обобщается в понятии «стоимость», членении на меновую и потребительную стоимость.
Деньги являются не только реальным представителем меновой стоимости, но и одновременно и ее измерителем, мерой стоимости, что в первую очередь привлекает внимание исследователей. На примере Бейли Маркс показывает, как поиск денежного выражения стоимости смешивается с ее определением1. На примере Рикардо – как заинтересованность определением величины стоимости предопределяет недостаточно конкретное понимание природы стоимости как абстрактно всеобщего труда и непонимание связи образования денег с сущностью стоимости2. Подчеркивая сущность денег как реального воплощения стоимости, Маркс рассматривает в первой главе «Капитала» развитие форм стоимости от простой или единичной через полную или развернутую, и затем через всеобщую к денежной, а в третьей главе специально рассматривает функции денег.
——————————————————
1 См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 26, ч. III, с. 158.
2 См.: там же, с. 139.
– 131 –
Капитал есть увеличивающаяся стоимость, но авторы, отрицающие стоимость или не задумывающиеся об объективном основе различных цен, не соотносят проблему всеобщей обмениваемости со способностью капитала приносить прибыль или не могут совместить трудовую основу стоимости с фактом средней прибыли на равный капитал, с расхождением между величиной заработной платы и производимой рабочим стоимостью и с фактом земельной ренты. Маркс в отличие от своих предшественников делает предметом рассмотрения капитал как развившуюся стоимость, вводя категорию прибавочной стоимости, позволяющую объяснить перечисленные затруднения.
Проведенный обзор показывает, что рассмотрение внутренних характеристик товара, членение на потребительную стоимость и стоимость, рассмотрение двойственного характера, заключающегося в товарах труда, рассмотрение форм стоимости или меновой стоимости, понятие товарного фетишизма, рассмотрение функций денег, рассмотрение формулы капитала и ее противоречий, рассмотрение своеобразной природы товара рабочая сила, стоимость которой равна стоимости средств существования, а потребительная стоимость есть труд, производящий большую стоимость, чем стоимость рабочей силы, – все это, резко отличающее Маркса от всех других экономистов и воспринимаемое одними как нечто само собой разумеющееся, другими рассматриваемое как изощренное подражание Гегелю, третьими расцениваемое как ненужная схоластика и интеллектуальная эквилибристика, есть необходимое средство восприятия объективной истинности понятия «стоимость», в отсутствии обоснования которого обвиняют Маркса.
Все это говорит о том, что обращение к практике как средству обоснования истинности понятия стоимость возможно только на определенном теоретическом уровне. Практика дает нам решающий и бесспорный способ отличения истинного понятия от его извращенного двойника, от псевдопонятия, доказывая его объективное существование, но понять это можно только в случае овладения теоретической постановкой проблемы. Миллионы людей не увидят стоимости в товаре, деньгах, капитале прежде всего потому, что незнакомы с проблемой стоимости. Вопрос об истинности всеобщего понятия должен решаться с полным учетом накопленных теоретических знаний, охватывающих объект во всей совокупности его связей и в его историческом развитии. Только на материале всех трех томов «Капитала», а не одного первого тома, как это имело место в случае с Конрадом Шмидтом, можно считать окончательно обоснованной объективную истинность понятия стоимость.
–132 –
Необходимым компонентом той теоретической платформы, с позиций которой возможна практическая проверка истинности понятия стоимость, является история экономической мысли, даваемая не в плане простого пересказа воззрений предшествующих экономистов, как это имеет место в многочисленных историях экономических учений, а в плане исторического движения в рамках всеобщего понятия, как это делается Марксом.
Факты самостоятельных подходов к этому понятию у различных авторов, его неустранимость, теоретические тупики и необоснованное усложнение наличной системы представлений в случае отказа от него показывают необходимость поиска материального воплощения понятия, его практического аналога и дают возможность увидеть его в товаре, деньгах, капитале. Несомненно, что в случае обработки «Теорий прибавочной стоимости» для печати самим Марксом, многие сомнения в истинности понятия «стоимость», которые имеют место до сих пор, были бы сняты.