Социальной закономерности

 

Одним из фундаментальных оснований социального агности­цизма является отрицание факта существования общественных закономерностей. Действительно, утверждать возможность

– 133 –

 

познания общественных явлений как познания предвосхищающе­го, а не просто констатирующего, можно всерьез только при условии признания общественных законов. Между тем неповто­римость исторических событий, активное влияние человека на ход социальных процессов приводят все новых и новых авто­ров к противопоставлению законов природы и общества и, по сути дела, к отрицанию последних. Эта тенденция проявилась в распространении «субъективного метода» в русской социоло­гии конца XIX века. Она сказалась в представлениях Виндель­банда и Риккерта, подразделивших науки на «номотетические» и «идеографические», противопоставивших общественное и есте­ственнонаучное знание. Она может быть обнаружена в пред­ставлениях Вебера о наиболее общих понятиях истории как «идеальных типах».

По мнению Вебера, понятие закона в применении к общест­венным явлениям не есть отражение объективно существующе­го общего, а является всего лишь наиболее удобным инстру­ментом для систематизации фактов. Риккерт рассматривает понятие общественной закономерности как contraditio in adjecto – как противоречие в определении. О. Нейрат утверждает, что историческое знание невозможно, ибо не допускает опытной проверки. К. Поппер считает, что в обществе имеют место не за­коны, но тенденции, а следовательно, невозможны точные выво­ды и теоретические обобщения. Р. Арон предлагает заменить в применении к общественным понятия необходимости и законо­мерности понятиями возможности и вероятности. Социологию как всего лишь описание человеческого поведения рассматри­вают П. Ландсберг, С. Додд, П. Лазарсфельд. Ряд авторов упре­кают Маркса в непонимании противоречия между признанием закономерностей и одновременным признанием сознательной де­ятельности людей (Р. Штаммлер и др.). К. Хант считает, что признание объективной закономерности в сфере общественной жизни обрекает человечество на пассивность, С. Хук заявляет, что коммунисты своей активной деятельностью опровергают принцип детерминизма.

Значение «Капитала» для опровержения подобных обвинений и точек зрения было показано В. И. Лениным в конце прошлого века в критике Н. К. Михайловского. «В каком же это смысле говорит Маркс об экономическом законе движения общества и еще рядом называет этот закон Naturgesetz – законом природы?» – спрашивает Ленин. – «Как понимать это, когда столь мно­гие отечественные социологи исписали груды бумаги о том, что область общественных явлений выделяется особо из области естественно-исторических явлений, что поэтому и для исследования

– 134 –

 

первых следует прилагать совсем особый «субъективный метод в социологии»?»1

Ответ на этот вопрос и одновременно доказательство сущест­вования общественной закономерности дает, по мнению Ленина, исследование Марксом закона развития капиталистического спо­соба производства. «Он берет одну из общественно-экономичес­ких формаций – систему товарного хозяйства – и на основании гигантской массы данных... дает подробнейший анализ законов функционирования этой формации и развития ее. Этот анализ ог­раничен одними производственными отношениями между членами общества: не прибегая ни разу для объяснения дела к каким-нибудь моментам, стоящим вне этих производственных отноше­ний, Маркс дает возможность видеть, как развивается товарная организация общественного хозяйства, как превращается она в капиталистическую, создавая антагонистические... классы бур­жуазии и пролетариата, как развивает она производительность общественного труда и тем самым вносит такой элемент, кото­рый становится в непримиримое противоречие с основами самой этой капиталистической организации»2.

Существенное значение для развития ленинской идеи о зна­чимости «Капитала» для доказательства существования и осо­знания смысла понятия «общественная закономерность» имеет конкретизация вопроса в применении к понятию «стоимость». Именно стоимость, выступающая на первый взгляд как «contraditio in adjecto» (о чем и заявляет Маркс на первых страницах «Ка­питала»3), является доказательством «объективно существующе­го общего» (Вебер) на протяжении всего существования товар­ного обмена. Именно стоимость является внутренней основой различных тенденций (К. Поппер), необходимостью, проявляю­щейся через возможность и вероятность (Р. Арон). Именно по­этому понятие стоимости позволяет перейти от описания эконо­мических явлений к их строгому научному анализу, позволяет показать совмещение сознательного и бессознательного в эконо­мической деятельности.

Важным свойством стоимости как доказательства обществен­ной закономерности является ее действие на протяжении дли­тельного исторического периода. Подготовив к изданию 3-й том «Капитала», Энгельс включает в него дополнение «Закон стои­мости и норма прибыли», в котором довольно подробно рассмат­ривает действие закона стоимости «с начала обмена, превратившего

——————————————————

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 1, с. 132.

2 Там же, с. 138.

3 См.: К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 23, с. 44–45.

– 135 –

 

продукты в товары», и до XV столетия. «Начало же обмена товаров, – добавляет Энгельс, – относится ко времени, которое предшествует какой бы то ни было писаной истории и уходит в глубь веков в Египте по меньшей мере за две с половиной, а может быть и за пять тысяч лет, в Вавилонии же за четыре-шесть тысяч лет до нашего летосчисления»1.

Маркс отмечал действие закона стоимости не только начиная с «первобытного состояния», но и спорадически при капиталис­тическом способе производства (для мелких собственников, жи­вущих своим трудом и «до известной степени» в отношениях между различными сферами производства и разными страна­ми2), а также при социализме. И, наконец, самое главное – за­коны капиталистического способа производства объяснены Марксом как модификации закона стоимости, позволяющего по­нять зависимости, иначе неуловимые.

Между тем проблема стоимости, широко обсуждавшаяся в политэкономии, как правило, не учитывается философами и со­циологами при решении проблемы общественной закономерно­сти. Противники Маркса в своей критике и его последователи в своей защите опираются на представления о законе, получен­ные из отдельных высказываний Маркса, из его общесоциологи­ческих выводов, которые не содержат достаточно полной аргу­ментации. По поводу стоимости она есть. Существенной частью ее должны были стать, по нашему убеждению, «Теории приба­вочной стоимости» при их окончательной подготовке к печати. Можно понять ошибку экономистов, посчитавших эту аргумен­тацию недостаточно убедительной, но совершенно недопустимо решать проблему существования общественных законов, отвле­каясь от проблемы стоимости. Само существо вопроса и наибо­лее весомые аргументы остаются в этом случае вне поля зрения. И это следует расценить как несомненное упущение современ­ной мысли 3.