Всеобщих понятий

 

Обоснование стоимости Марксом несомненно связывалось им с проблемой существования общественных закономерностей и рассматривалось как образец опровержения фетишистских за­блуждений, Но, кроме того, это обоснование, как нам кажется, могло иметь особую непосредственно-философскую цель.

Обоснование стоимости помогает вскрыть общие причины от­каза от аналогичных понятий, при котором могут быть отброше­ны высшие достижения предшествующей мысли и замедлен об­щественный познавательный процесс. Отрицание понятия стои­мости в современной буржуазной политэкономии, отрицание за­конов социальной жизни и понятия общественно-экономической формации в социологии и истории, отрицание понятия материи, понятий «материализм» и «идеализм» в философии хорошо показывают как общую актуальность поставленного вопроса, так и полную применимость выявленных на материале политической экономии причин отказа от всеобщих понятий в любом перечис­ленном случае. В каждом из них имеет место непонимание того, что категории науки призваны объяснить не каждый отдельный конкретный случай, а класс аналогичных явлений в целом, что наше исходное представление об этих понятиях, с позиций кото­рого возникает бунт против них, само должно быть углублено. В каждом случае упорство в отрицании данных понятий усиливается при столкновении с их догматической, поверхностной, автори­тарной защитой.

Поэтому аргументы в пользу понятия «стоимость» в общей форме могут рассматриваться как критерии для оценки и отбора унаследованных всеобщих понятий. В этих понятиях концентрируется

– 141 –

 

величие человеческого разума, его созидательная мощь, они открывают совершенно новые возможности в исследовании, но могут оказаться заблуждением. Выработка способов их про­верки позволяет решить проблему отношения к наследию пред­шественников в самом важном и остром пункте, там, где воз­можны наибольшие потери.

Философская значимость обоснования стоимости, таким об­разом, очевидна. Но есть ли основания говорить о качественном движении Маркса в решении проблемы истинности философских понятий? Во второй главе, анализируя вклад Маркса в проблему категорий, мы не касались важнейшего вопроса об их истинно­сти. Знакомство с обоснованием стоимости делает возможным его разрешение, а сравнение с историко-философской мыслью позволяет решить вопрос о специфике вклада Маркса в данную проблему.

Теория анамнезиса Платона, средневековый реализм, теория врожденных идей в новое время могут рассматриваться как своеобразное объяснение истинности всеобщих понятий, направ­ление номинализма – как отрицание ее. Английский и француз­ский материализм, рассматривая опыт как критерий истинности знания, по сути дела обходят вопрос о трудностях проверки на истинность всеобщих понятий. Идея их интуитивного происхож­дения и уверенность в их истинности у Спинозы не сопровожда­ется достаточной аргументацией. Доказательство объективной истинности общих понятий, полученных интуитивным путем, от­сутствует и у Фихте. Кант, заостряя проблему до вопроса о сущ­ности наиболее общих абстрактных понятий, о формах чувствен­ности и рассудка и утверждая их априорность, снимает вопрос об их истинности. Устранение вопроса об истинности этих понятий, по мнению Гегеля, подрывает возможность говорить об истинном знании вообще; он стремится обосновать их истинность, но до­стигает этого, в конечном счете, путем признания их доприродного существования.

В лице Фейербаха философская мысль делает новый поворот: многовековая проблема, порожденная невозможностью прове­рить всеобщее понятие с помощью чувств и вследствие этого приводящая к самым различным странным решениям, объявля­ется им разрешимой на основе чувственного восприятия. «...Всё является чувственно воспринимаемым, – заявляет он, – если не непосредственно, то опосредствованно, если не обычными грубыми чувствами, если не глазами анатома и химика, то глазами фило­софа...»1. Это заявление может показаться идентично сходным с

——————————————————

1Л. Фейербах. Избранные философские произведения, т. 1. М., Госполитиздат, 1955, с. 190.

– 149 –

 

тем, что утверждали французские материалисты, но содержит в себе принципиальное отличие, так как высказано уже после све­дения Кантом сути проблемы к вопросу об общих понятиях и, несомненно, имеет их в виду.

Маркс уже в работе «К критике гегелевской философии пра­ва» отмечает необходимость отличать «ходячие» ложные мнения от «ходячих» истинных1. Отталкиваясь от убежденности Фейер­баха в том, что решение проблемы лежит не на пути разрыва с чувственным восприятием, а на пути связи с ним, Маркс принци­пиально развивает эту мысль. От чувственного созерцания как критерия истины всеобщих понятий он поднимается к крите­рию практики. Он подчеркивает, что стоимость объективно су­ществует в чувственно воспринимаемом предмете – товаре и не­возможна вне его. По мере развития практики стоимость обособ­ляется в деньгах и приобретает самостоятельное движение в капитале, получая, таким образом, явную наглядность. Эта попыт­ка найти аналог понятия в самой действительности в качестве стороны материального объекта, а затем показать, как в ходе практической деятельности эта сторона объекта, служащая осно­вой понятия, приобретает обособленное существование, в исто­рии мысли оказывается уникальной. Не менее оригинальным яв­ляется параллельное рассмотрение развития практического ана­лога понятия и развития представлений о нем. Сопоставление этих процессов способно дать очень много для решения вопроса об истинности всеобщих понятий.

Своеобразие подхода Маркса наглядно выступает при сравне­нии способов обоснования стоимости с позицией априоризма Канта и применением исходной абстракции у Гегеля. Априоризм можно критиковать, просто отрицая его, как это делали многие; можно показать исходные понятия разума в качестве развиваю­щихся, как это сделал Гегель; можно попытаться восстановить на этнографическом материале социальное становление понятий пространства и времени, как это сделал Дюркгейм; но можно на материале конкретной науки показать, как развитие действи­тельности и мысли делает необходимым развитие таких понятий, которые Кант считает априорными. Именно это сделано Марксом на примере понятия стоимости в отношении таких категорий, как, ««всеобщее», «причина», «закон», – способ, достаточно убеди­тельный и никем другим не использованный. Видимо, не слу­чайно, обосновывая стоимость в критике Бейли, Маркс проводит сравнение с таким понятием, как пространство2.

——————————————————

1 См.: К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, с. 309.

2 Там же, т.26,ч. III, с. 145–146.

– 143 –

 

Исходная абстракция у Гегеля и Маркса, по мнению некото­рых авторов, играет одинаковую роль. Обнаруживая в «Капита­ле» выведение всех экономических категорий из понятия «то­вар», подобное выведению всех логических категорий из единого понятия в «Науке логики», толкуют его как простое заимствова­ние. В подобных случаях верно улавливается факт влияния Гегеля на Маркса, но не осознается в достаточной мере расхождение с ним. Особое внимание к категории товара в «Капитале», на наш взгляд, не в последнюю очередь предопределено стремле­нием вопреки Гегелю материально воплотить исходную абстрак­цию – стоимость. Без этого невозможно размежевание с идеа­листической позицией великого философа.

Неожиданные и далеко ведущие теоретические возможности, которые открывает анализ обоснования стоимости для критики априоризма и «снятия» исходного гегелевского принципа, позво­ляют видеть в этом обосновании глубинную философскую цель в ее принципиально новом решении.

– 144–