Свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил;

4) изменения внешних сил».

Эти четыре фактора определяют творение и присутствуют в каждом из нас. Их необходимо выявить, проанализировать, чем они отличаются друг от друга, чтобы, в итоге, найти только ту область, тот параметр, который был бы подвластен нашим собственным усилиям измениться.

2.2. Фактор первый: основа – первичный материал данного создания, из которого оно возникло

Основа или суть — это первичный материал, над которым человек абсолютно не властен. Он подобен неоформленному желанию, которое позже проявляется в различных видах и формах. Бааль Сулам объясняет, что существует некая суть, которая теряет свою предыдущую форму. Например, зерно пшеницы, посеянное в землю, разлагается и дает жизнь ростку данного вида, что и является новой формой. Следовательно, это зерно по отношению к ростку определяется в качестве основы.

Основа — нечто духовное, некая сила, внутренняя суть, сохраняющаяся даже после того, как внешняя форма исчезает. Она дает новый побег (новую жизнь), подобно тому, как наша душа побуждает родиться новое тело, чтобы облачиться в него. При этом информационная часть, не имеющая никакой материальной, вещественной оболочки, возрождает ее вокруг себя. На языке каббалы эта информационная часть называется решимо (запись, воспоминание, духовный ген). Новая оболочка по своей сути будет внешне напоминать прежнюю, но в ней произойдут определенные изменения. Именно эти внешние перемены в постоянной внутренней информационной части нас и интересуют. Внутренняя информация не меняется, поэтому не представляет для нас особого интереса. Важно знать, как изменять внешнюю форму, то есть улучшить качество зерна пшеницы. Поэтому первые информационные данные (основа) — не самые важные, хотя, будучи основополагающими, они свидетельствуют о том, что родится именно пшеница, однако не дадут понятия об ожидаемых качествах побега.

2.3. Фактор второй: неизменные свойства основы

Мы говорили о форме - семени пшеницы, внутри которого содержались образующие его элементы. После посева мы наблюдаем процесс разложения и утрату внешней формы. Однако в этом случае остается только информационная составляющая зерна — его сила, потерявшая прежнюю форму, но способная принять новую. Изменение формы, во-первых, приводит к абсолютному исчезновению внешних очертаний. При этом, суть претерпевает разрыв между предыдущей формой и последующей. Зерно претерпевает процесс разложения, и его прежняя форма является лишь питательной средой для нового всхода, который произрастает не из самой предыдущей формы, а из ее сути. Суть остается неизменной, меняется только форма, переходящая в другую, при этом прежняя форма разлагается полностью.

Этот процесс происходит на неживом, растительном и животном уровнях природы. На уровне «человек» мы этого не наблюдаем, так же, как и на «животном уровне», к которому относится наше биологическое тело. Бааль Сулам рассматривает в качестве примера «растительный уровень». На этой ступени мы, действительно, видим, что объекты, ей принадлежащие, достигают стадии, когда перестают существовать, а затем, принимают новую форму. На животном уровне мы также наблюдаем наступление смерти. Однако где же новая форма? Мы не можем обнаружить связь между новыми формами, которые мы видим в нашем мире, и предыдущей, которая изменила свой вид и стала только силой. Эта сила называется душой или информационной составляющей, основой.

2.4. Фактор третий: свойства, изменяющиеся под воздействием внешних сил

Под воздействием внешних факторов качественно меняется оболочка сути: зерно пшеницы таковым и остается, но его внешняя форма подвергается изменениям в зависимости от условий окружающей среды. К сути присоединяются дополнительные внешние факторы и вместе с ней дают новое качество. Относительно зерна — это может быть почва, солнце, удобрения, количество осадков; относительно человека — таким фактором служит окружающее общество.

Ничего нельзя изменить ни в первоначальном исконном желании (моем корне, моей частице в Адаме Ришон), ни в пути, который я обязан пройти от моего настоящего состояния до конечного. Однако под влиянием окружения мой путь может быть пройден с большим осознанием, с более ясным пониманием и стремлением. Благодаря этому я приобретаю более качественные формы. Так происходит на каждой ступени.

Свобода воли состоит в том, чтобы тщательно проанализировать, куда именно я должен прикладывать усилия, с целью повысить качество, то есть осознать процесс своего развития. Мне необходимо эффективно использовать данные мне внешние обстоятельства, чтобы самому максимально участвовать в своем качественном развитии.

Каким образом это делается? Это достигается благодаря четвертому фактору.

2.5. Фактор четвертый: изменения внешних сил

Имеется некая основа и путь ее развития, обусловленный влиянием различных причин. Всего существует четыре фактора, которые создают и определяют творение. Первый фактор — это основа, второй — путь ее развития, третий — внешнее воздействие на путь развития основы, и, наконец, четвертый, называемый «сторонний».

Первый и второй факторы относятся к сути творения, а третий и четвертый — к внешнему воздействию. Итак, третий фактор, то есть внешнее воздействие, обусловлен структурой основы и путями ее развития в зависимости от того, с чем она соприкасается. Внешние воздействия необходимы и должны положительно влиять на процесс формирования творения, а их недостаток является причиной проблем в развитии.

Однако если основа подвергается неэффективным или вредным влияниям, то они, соответственно, препятствуют ее правильному формированию. Является ли развитие ущербным или правильным и благоприятным, определяется в соответствии с программой, которая заложена во втором факторе и обязана выполниться. Кроме того, следует учитывать существование сторонних факторов, в числе которых могут оказаться более удаленные, скажем, непредвиденные обстоятельства. Поэтому-то они и называются сторонними.

Человеку необходимо окружение, которое развивается и постоянно влияет на его формирование. В свою очередь, человек, развиваясь, оказывает влияние на окружение, тем самым, побуждая его к росту, что вновь вынуждает его подниматься. Таким образом, человек и его среда растут параллельно.

Следует принимать во внимание не только собственный рост и влияние окружающей среды, но заботиться о том, чтобы и она постоянно совершенствовалась, потому что от нее человек подпитывается, благодаря чему каждый раз создает из себя новую качественную форму.

Этими четырьмя факторами определяется состояние любого творения. Никакие тщательные и продолжительные исследования ничего не смогут добавить к тому, что предоставлено человеку этими четырьмя факторами. Как бы мы ни действовали, что бы ни думали, ни приобретали, — все укладывается в их рамки. Любое добавление, какое мы сможем найти, будет лишь количественным, определяющимся большей или меньшей степенью разума, в то время как качественно здесь абсолютно нечего добавить. Эти факторы вынужденно определяют наш характер и форму мышления:

1) свою суть человек изменить не может;

2) законы, по которым меняется его суть, то есть последовательность решимот, человек изменить не может;

3) законы изменения своих внутренних свойств в зависимости от внешних воздействий человек изменить не может, среда действует на него определенным образом, и не в его силах переменить свои взаимодействия со средой;

4) окружающую среду, от которой он полностью зависит, человек может изменить.

Человек находится в жесткой связи с остальными людьми. Они влияют на него, и он тем или иным образом влияет на них. Эта взаимосвязь существует изначально, и человек не имеет возможности изменить ситуацию, он всегда будет находиться внутри общества, под его влиянием, независимо от своего местонахождения. Даже если кто-то решит уединиться, то и это решение будет продиктовано обществом. Таким поступком личность стремится противопоставить себя окружению. Влияние окружения на индивид является неизбежным в силу действия закона об изменении внутренних свойств в зависимости от внешних воздействий, которые мы определили как третий фактор.

Человек может изменить только одно: выбрать подходящее окружение, то есть то, что он впитывает из окружающего мира, иными словами, как он меняет окружающий мир, подстраивая его под себя. Если человек может в настоящем влиять на окружающую среду, он определяет тем самым свое будущее состояние. Текущее состояние человек не определяет, он имеет влияние только на будущее. Таким образом, никогда нельзя думать о том, что со мной происходит в настоящий момент, потому что это уже задано и находится в процессе реализации. Я всегда должен думать о следующем мгновении.

Для продвижения к цели творения очень важны параметры, на которые может повлиять окружающая среда. Такое влияние сказывается на количестве и качестве, то есть на темпе и превратностях пути, который пройдет человек. Проделает ли он его в страхе, в страданиях, с болью, в кровопролитных войнах или спокойно, комфортно, поскольку стремится к цели, к подобию свойств с Творцом. Что значит самому стремиться к цели? Для чего нам подобие свойств? Так установил Творец. Почему Он так устанавливает? В силу того, что Он Единственный и нет ничего лучше Него, а любое иное состояние хуже и ниже Него. Поэтому, после того, как в четырех стадиях распространения прямого света из корневой стадии выходит первая (творение), она немедленно начинает ощущать свой корень, первопричину, Творца и желает уподобиться Ему.

Творец создал творение не для того, чтобы наполнить его наслаждениями, тогда существовали бы только корневая и первая стадии. Целью Замысла является уравнять создание по статусу Творцу. Средством достижения этой цели является независимое желание творения уподобиться Ему по свойствам.

Где же тут свобода? Мои первичные данные (черты характера, качества натуры) заданы; путь, по которому происходит мое развитие, определен, то есть состояния установлены заранее; я нахожусь внутри общества и подвержен его влиянию. Остается четвертый фактор, каким образом на меня будет воздействовать окружающая среда. Это единственный параметр, который подвластен человеку.