Я полностью согласен с Сорокиным, что концепция спонтанность (S) — творчество (с) нуждается в дальнейшем разъяснении. Я никогда не утверждал, что спонтанность и творчество являются тождественными или сходными процессами.
Они являются разными категориями, хотя и своеобразно связанными. В случае человека его S может быть диаметрально противоположным его с; индивидуум может обладать высокой степенью спонтанности, но быть совершенно нетворческим, спонтанным идиотом. Другой индивидуум может обладать высокой степенью творчества в пределах ограниченной области опыта, и он может быть способен к спонтанности только в отношении этой области;
он может быть неспособен или малоспособен к проявлению спонтанности в других областях. Бог является исключительным случаем, потому что в боге вся спонтанность превратилась в творчество. Он единственный случай, в котором спонтанность и творчество тождественны. По крайней мере в мире нашего опыта мы, может быть, никогда не встречаем чистую спонтанность или чистые ценности культуры, они стали функциями друг друга. Культурные ценности, например музыкальные или драматические, требуют некоторой степени спонтанности и разминки, для того чтобы дать адекватную реакцию и действие в социальном окружении. С другой стороны, импровизирующий режиссер не может сделать ничего другого, как только обратиться к культурным клише, даже если он пытается деконсервировать их. Спонтанность и процесс разминки не являются исключительным свойством экстравертов, они в одинаковой степени свойственны и интравертам.
Они действуют на всех уровнях человеческих отношений: при еде, ходьбе, сне, половых сношениях, социальном общении, творчестве и в религиозном самовыражении и аскетизме1.