Наслаждение и страдание

Наслаждение и страдание — две силы, посредством которых управляется наша жизнь. Собственное внутреннее естество — желание наслаждений — вынуждает нас действовать согласно изначально заданному шаблону поведения: получать максимальное удовольствие в обмен на минимальные усилия. Всегда и всюду человек по необходимости выбирает наслаждение и избегает страданий. Тут мы ничем не отличаемся от животных.

Вместе с тем, психологии известен тот факт, что можно изменить систему приоритетов любого человека и обучить его иному расчету о выгоде своих действий. Если убедительно описать преимущества, которые сулит будущее, человек согласится терпеть текущие трудности ради грядущих прибылей. К примеру, мы готовы усердствовать в занятиях, чтобы приобрести профессию, которая со временем обеспечит высокую заработную плату или уважаемое положение. Все зависит от расчетов, которые мы производим на предмет ожидаемой выгоды. Человек вычитает приложенные усилия из предполагаемого наслаждения, и если остаток окажется положительным, значит, действие будет предпринято. В этом нет ничего, кроме расчета цены, которую нам придется заплатить за будущую прибыль. Так устроены все мы.

В этом смысле, человек отличается от животного лишь способностью заглядывать вперед, в направлении потенциальной цели, и соглашаться на определенное количество неудобств, трудностей или страданий ради предстоящего вознаграждения. Изучив поведение человека, мы обнаружим, что все его действия проистекают из подобных расчетов. Он лишь поневоле претворяет их в жизнь.

Эгоистическое желание заставляет нас избегать страданий и всегда отдавать предпочтение наслаждению, которое рисуется нашему воображению, не в наших силах выбрать даже качество этого наслаждения. Решение о том, чем мы будем наслаждаться, даже отчасти не обусловлено нашим свободным выбором или независимым желанием — зато оно подвержено влиянию окружающих. Каждый человек живет в обществе со своей культурой и со своими законами. Мало того, что факторы эти определяют поведение индивида, они также выстраивают в каждом из нас отношение ко всем областям жизни.

В действительности, мы не выбираем ничего: ни образ жизни, ни сферу интересов, ни заполнение досуга, ни пищу, которую будем употреблять, ни моду, которой будем следовать. Все это «утверждается к исполнению» волей и вкусами окружающего нас общества — причем, как раз не самой лучшей его частью, а большинством. Фактически, мы скованы правилами приличия и рамками общественного уклада, которые стали законами нашего поведения.

Стремление снискать уважение общества мотивирует все наши действия. Даже когда мы хотим выделиться, совершить нечто из ряда вон выходящее, обрести то, чего ни у кого больше нет, или вообще отказаться от принадлежности к какому-либо коллективу и жить в уединении — мы все равно делаем это ради того, чтобы снискать внимания общества. «Что обо мне скажут? Что обо мне подумают?», — такого рода мысли для нас важнее всего, однако, как правило, мы склонны отрицать и затушевывать это, поскольку подобное признание больно ударило бы по нашему «Я».

Из всего вышесказанного напрашивается вопрос: где расположена свобода выбора, если она вообще существует? Чтобы дать ответ, следует прежде выяснить, в чем наша суть, и понять, из каких элементов мы состоим. В каждом объекте, в том числе и в человеке присутствует четыре детерминирующих фактора.