Свойства массы

Прежде чем предпринять попытку классификации массы, уместно вкратцеобобщить ее главные свойства. Можно выделить следующие четыре черты: I. Масса хочет постоянно расти. 11риродных границ для се роста несуществует. Там, где такие границы искусственно созданы, то есть винститутах, служащих сохранению замкнутой массы, всегда возможен и время отвремени происходит прорыв массы. Безусловно надежных учреждений, которыемогли бы раз и навсегда помешать приросту массы, не существует. 2. Внутри маем господствует равенство. Оно абсолютно, бесспорно иникогда не ставится под вопрос самой массой. Оно имеет такое фундаментальноезначение, что можно определить состояние массы именно как состояниеабсолютного равенства. У всех есть головы, у всех есть руки, а чем там ониотличаются, не так уж важно. Ради этого равенства и становятся массой. Все,что могло бы от итого отвлечь, не стоит принимать во внимание. Все лозунгисправедливости, все теории равенства вдохновлены в конечном счете этимопытом равенства, который каждый по-своему пережил в массе. 3. Масса любит плотность. Никакая плотность для нее не чрезмерна. Недолжно быть никаких перегородок, ничего чужеродного внутри, все должно повозможности ей принадлежать. Чувство наибольшей плотности она получает вмомент разрядки. Возможно, еще удастся подробней определить и измерить этуплотность. 4. Массе нужно направление. Она находится в движении и движется кчему-то. Общность направления для всех, кто к ней принадлежит, усиливаетчувство равенства. Цель, лежащая вне каждою в отдельности и относящаяся ковсем, вытесняет частные, неравные цели, которые были бы для массысмертельны. Для того чтобы она существовала, ей необходимо направление.Поскольку масса всегда боится распада, се можно направить к какой-то цели.Но тут существует еще и темная инерция движения, зовущая к новым, болееважным связям. Часто нет возможности предсказать, какого рода будут этисвязи. Каждое из четырех обозначенных здесь свойств может играть большую илименьшую роль. В зависимости от того, какое из них превалирует, можнопо-разному классифицировать массы. Когда речь шла об открытых и закрытых массах, было подчеркнуто, что этаклассификация устанавливается по признаку роста. Покуда этому росту ничто непрепятствует, масса открыта; она закрыта, когда ее рост ограничен. Другое разделение о нем речь впереди между ритмической и замершеймассами. Оно основано на двух следующих главных свойствах: равенстве иплотности, причем на обоих вместе. Замершая масса живет ожиданием разрядки. Она не сомневается в ней,однако оттягивает ее. Она хочет относительно долго оставаться плотной, чтобыподготовиться к мгновению разрядки. Позволительно сказать, что она в этомплотном состоянии разогревается, а разрядку откладывает как можно дольше.Масса начинается здесь не с равенства, а с плотности. Равенство жестановится главной целью массы, которого она наконец достигает; всякийсовместный крик, всякое совместное проявление оказывается тогда выражениемэтого равенства. В массе же ритмической плотность и равенство, наоборот, с самого началаприсутствуют одновременно. Здесь все связано с движением. Всякое возбуждениетел, которое можно наблюдать, заранее известно и выражается в танце.Расходясь и вновь сближаясь, участники как бы умело расчленяют плотность.Равенство же демонстрируется само собой. Демонстрация плотности и равенстваискусно создает чувство массы. Быстро возникают ритмические образы, иположить им конец может лишь физическая усталость. Следующая пара понятий, медленной и быстрой массы, связанаисключительно с характером цели. Самые приметные массы, о которых обычноидет речь и которые составляют столь важную часть нашей современной жизни,политические, спортивные, военные массы; они ежедневно у нас перед глазамивсе это быстрые массы. Весьма отличны от них религиозные массыпотустороннего мира или паломников; их цель вдали, путь их долог, подлинноеобразование массы отодвигается в отдаленную страну или в царство небесное. Всущности, мы можем наблюдать лишь стечение этих медленных масс, потому чтоконечные состояния, к которым они стремятся, невидимы и недостижимы дляневерующих. Медленная масса медленно собирается и видит собственноеосуществление лишь в дальней дали. Все яти формы, суть которых здесь лишь обозначена, требуют болеедетального рассмотрения.