Институционализация практики

 

Если исходить из теоретического предположения (на котором мы основываемся), что сферой познания и практики социальной работы является процесс помощи, то в результате социогенеза человеческая общность сформировала различные исторические типы институтов помощи и поддержки как необходимые социокультурные интеграционные механизмы. Институт помощи и поддержки есть тот социогеном, воспроизводимая обязательная институциональность, являющаяся условием развития и существования общности в новых исторических реалиях. Отталкиваясь от концепции П. Блау об интегративных институтах, можно предполагать, что институты помощи в ситуации общественных трансформаций первоначально воспроизводят архетипические формы и связи поддержки. В их основе лежат архетипические нормы и ценности солидарности, механизмами возникновения которых являются сохранение кровнородственных связей, с одной стороны, и архетипические страхи одиночества, потери этнической и социокультурной идентичности – с другой. С оформлением новых ценностей и новых концептов солидарности, присущих данному историческому времени, институты помощи начинают играть роль по сохранению или стабилизации оформившихся связей и общественных отношений.