рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек – помогающий философские основания альтруистического поведения

Человек – помогающий философские основания альтруистического поведения - раздел Социология, ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ   Социальный Работник В Контексте Исторического Процесса Олицет...

 

Социальный работник в контексте исторического процесса олицетворяет собой культурно - исторический паттерн помогающего субъекта. Помогающий субъект появляется в концептах помощи во всех мифологических, религиозных, философских и этических системах. Философской основой концепта помощи являются, развивающиеся в более древних, чем античность культурах, представления о судьбе, предопределении жизненных стратегий человека. Именно там зародились взгляды о таких типах отношений между субъектами, где одна сторона – активная, определяющая, а другая – пассивная, определяемая. Этот концепт отношений будет осмысляться не только через философские и религиозно-этические доктрины, но и развиваться в общественной практике помощи и защиты уязвимых слоев населения, формируя в различные исторические эпохи паттерны помогающих субъектов. Однако концепт помощи, раскрываясь через многомерное и сложное понятие судьба, имеет индивидуальную понятийную определенность. С понятием судьбы связан достаточно конкретный круг представлений о человеческом участии, нравственном идеале человеческого поведения в отношении социально уязвимых субъектов, «обделенных судьбой». Именно в этом контексте особое значение приобретает понятие «событие». В различные исторические эпохи, оно понимается в своей нравственно-этической определенности. Событие как символ, знак судьбы, определяет позиции активных и пассивных субъектов в историческом процессе, определяет нормированное поведение, границы поддержки, паттерн помогающего субъекта.

В античности судьба определяет силу обладающей высшей властью над человеком, определяющим жизненный путь личности во всей его неповторимости.[29] Только боги, когда они приобретают определенную упорядочность в религиозных представлениях древних греков, становятся носителями некоторых функций, своеобразных «социальных сил», определенным образом влияют на жизненный сценарий человека. Так в гомеровском эпосе Афина дает наставление Одиссею, чтобы он обнял колени царицы Ареты (чье имя означает «добродетель»), чтобы она помогла ему вернуться домой. Афина, превращает, его в старого нищего, чтобы он не был узнан, она же помогает ему победить женихов. Боги как охраняющие мир отдельного человека, и его частную жизнь предстают в качестве различных помощников. Например, Аполлон был покровителем не только изящных искусств, но и охранял посевы, стада, был богом исцеления и отвратителем бед (способствовал осуществлению витальных потребностей человека). Исцеление недугов приписывалось таким богам как Асклепий, Исида, Сарапис. Чтобы обеспечить счастливые роды, древние греки призывали Артемиду Илифию, Юнону, Луцину.

Герои – полубожественные существа, более активно вмешиваются в судьбы людей, полиса, либо отдельного человека. Они помогают при частных событиях, болезнях и несчастьях, оказывают помощь в битвах. Событие же объектом помощи воспринимается как нечто неотвратимое, где в качестве изменения выступают злые силы, проклятия, рок, трансформирующие его жизненный путь. Все этому противодействует герой. Он как бы реализует принцип дополнительности, уравновешивает баланс сил, несет в себе позитивное начало. Тем самым в социальной жизни восстанавливается принцип каллогатии, физической и нравственной добродетели. Подвиги Геракла, Прометея, Ясона и других иллюстрируют это положение.[30]

Событие – это механизм, приводящий в действие внутренние установки античного человека, где в качестве «мотивов поведения» помогающих субъектов выступают принципы «подражания лучшим и сопреничество».[31] Стремление к первенству, быть лучшим среди многих, боязнь показаться глупым и смешным – основные ценностные доминанты античности, традиционно в западной антропологии, определяемые как «культуры стыда». Поэтому первенствовать не только на поле брани, в спорте, но и в социально значимых акциях, затмевая своих предшественников – вот ценностный смысл филантропической деятельности античного человека. Боги, герои, персонифицированные человеческие идеалы, сублимированные в антропоморфных формах, непременные участники социальной жизни людей. Они субъекты помощи, «участники судьбы», чья филантропическая деятельность осуществляется в мифологемах культуры стыда.

Христианство идею судьбы осмысляет в качественно иных концептах. Человеческое бытие определяет не пространство полиса, как мы это видели в античной цивилизации, а мир церкви, где «христианин в Церкви Христа живет в благодати Христа»[32]. «Культура стыда», сменяется «Культурой вины», где на первый план выходит внутренняя система ценностей и оценка альтруистического поведения, «суд совести». Судьба как концепт человеческой жизендеятельности, входит в пространство высшего блага на ряду с провидением, милосердием, спасением и другими явлениями провиденциального порядка. Отсюда идея судьбы в христианских подходах осмысляется как идея спасения души.[33] «Событие» тождественно « со-бытию» и пассивная личность, социально ущербная, в этой связи имеет свой концепт существования, оправдания и защиты. Со-бытие богатых и бедных, обусловлено их предназначением друг для друга. Мифологема социального мира обосновывает существование помогающего и нуждающего субъекта исходя из их со-бытийности. Бедные существуют для богатых для того, чтобы богатые могли искупить свои грехи, богатые же нужны бедным, чтобы те могли кормиться возле них. И те и другие являются защитниками друг друга перед ликом Бога, и те и другие во взаимослужении друг другу достойны спасения, эти аксиоматические принципы становятся основой концепции милосердия.

Христианская парадигма поддержки и взаимопомощи вырабатывает определенные «правила спасения», определяет, что необходимо делать, а что нет. Эти концепты милосердного поведения становятся основанием акций и поступков человека – помогающего. Правила и принципы милосердия определяются через серию поступков и деяний, которые могут быть направлены на различные нужды субъекта, выделяя при этом два уровня помощи: милости духовные и милости телесные. К милостям телесным относили: « питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника в дом принять и успокоить, погребать умерших в убожестве.» Духовные милости - «увещевание» обратить грешника от заблуждений, научить истине и добру нуждающихся, подать ближнему добрый совет, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, от сердца прощать обиды.[34]

Паттерн помогающего субъекта распространялся от добропорядочного христианина ремесленника до богатого сюзерена. Их помощь человеку - нуждающемуся была спонтанна и аффективна, и она не была связана с выяснением истинных мотивов просящих подаяние. Однако институт монашества, основной помогающий – субъект, имел свою идеологию поддержки. Культура практического милосердия, культ труда, «святая простата», образованность, как основополагающая добродетель – являлись главными слагаемыми социального христианского служения. Социальное христианское служение предполагало на практике осуществлять заповеди Христа о милосердии, оно выдвигало определенные нормированные требования к действиям и поступкам священников, устанавливало исходные ценностные позиции помогающего субъекта.

В актах христианского милосердия впервые ставится знак равенства не только между бытием человека и его не бытием, богатством и бедностью, но самое главное намечается отход от «коллективной ментальности»[35], что породило формы индивидуальной защиты и поддержки. Осознание собственного «я», развитие самосознания и индивидуальности заложило в «культуре вины» иные парадигмы помощи и поддержки, которые находят свое отражение в парадигме «солидарности».

Философские основание парадигмы «солидарности» актуализируют концепты бедности, и выдвигают новую идею, идею свободы прав человека. Причем бедность, в отличие от христианского концепта, рассматривается не как «благо», а как несправедливость, проявление права сильного, над слабым. Однако такое со- бытиё субъектов противоречило идеалам социального устройства, основанного не на божественном провиденциализме, а на принципах свободы, равенства, братства. Философия милосердия, уступает место философии альтруизма, где конечная цель морального действия является благо других людей.[36] Концепт судьбы и справедливости в контексте проблем бедности осмысляется не с фатальных оснований, а с позицией естественных прав человека, когда индивидуальные права на жизнь и свободу являются главными мотивами помощи и поддержки индивиду. Концепции естественных прав человека, их обоснование и определение первоначально связывают с идеями экономической помощи и солидарности, что находит отражение в деятельности благотворительных организаций. Именно здесь Человек –помогающий начинает осуществлять свою деятельность не на основе импульса или аффекта, а на основе рациональных принципах общественного блага и социальной полезности. Забота о человеке – нуждающимся выдвигает определенные требования связанные с философией деятельности, включающую в себя не только умения и навыки, но устанавливающая принципы взаимодействия. Принципы взаимодействия человека – помогающего с человеком – нуждающимся не могут уложиться в христианские каноны милостей духовных и телесных. Ибо даже пассивный субъект, «обделенной судьбой», имеет актуализированное – Я, осложненное ценностными мифами классовой и групповой принадлежности, идентифицирует свою ситуацию в контексте социальных прав, свобод и гарантий. В идеологии поддержки событие отождествляется с ситуацией, оно не несет в себе тот драматизм отношений, который у античного человека было связано с роком, а в христианстве с провидением. Событие – ситуация отражает характер индивидуальной или социальной детерминированности, оно перманентно, а следовательно человек – помогающий имеет возможность не только познавать «судьбу» отдельного человека, но и облегчая страдания, изменить сложившийся жизненный сценарий. Концепция философии развития, та новая мифология человека – помогающего, сформировавшаяся в практике добровольных помощников.

Однако бедность, и его крайняя форма «пауперизм», подтолкнули в качестве субъекта помощи выступить не только добровольных помощников, но и государство. Оно стоит перед необходимостью не только выступать в качестве помогающего субъекта, но и обосновывать доктрину коллективной заботы и ответственности перед человеком - нуждающимся. Исходя из концептов той политической системы, которая исторически обусловлена развитием данного общества, либеральные, репрессивные, социалистические, социал-демократические, капиталистические системы по - своему определяют концепты социальной справедливости, законности, гражданские и политические права человека. Социальная политика как стратегия реализации прав человека становится, концептом определяющим не только судьбу отдельного человека, но и основанием альтруистического поведения помогающего субъекта, которым начинает выступает профессионал. Профессионал, новый паттерн человека – помогающего, осуществляют свою миссию в контексте коллективных действий и индивидуальных акций. Ценности профессии и требования общества, являются тем диалектическим противоречием, где формируются новые принципы альтруистического поведения человека – помогающего.

Парадигма «глобальной солидарности» на рубеже веков утверждается в контексте макро – экологического подхода, в контексте идей справедливого общественного распределения и перераспределения материальных и духовных ресурсов. Философские основания альтруистического поведения Человека – помогающего определяются в данной парадигме тремя важнейшими факторами: ценностями человека, этикой общественного перераспределения ресурсов, ценностями профессии.

Человек как абсолютная ценность утверждается в принципах человеческого общежития. Принципы гуманистических отношений, связываются с активным ненасилием, с противодействием различным формам насилия – физического, психологического, экономического, идеологического.[37] Эти принципы активно внедряются в мировом сообществе в качестве экономических, социальных, культурных прав человека. Согласно этим принципам Человек имеет право на труд, справедливые и благоприятные условия труда, отдых, досуг, социальное обеспечение и социальное страхование, медицинское обслуживание, образование, культурное самовыражение. Эти ценностные установки становятся основой гуманистического отношения к человеку – нуждающемуся, устанавливают базисные ориентиры интеракций в подходах к «ситуации – судьбе» клиента. Мера профессионального участия человека - помогающего определяется степенью нарушения прав и свобод человека - нуждающего, индивидуальными представлениями клиента о справедливости, его экзистенциальными ценностями. Именно здесь закладываются ценностные ориентации социетальных и личностных технологий помощи и поддержки[38].

Этика общественного перераспределения связывается с представлениями об обеспечении минимального жизненного уровня, ниже которого не должен опускаться ни один член общества. В логике этих подходов формируются представления о верхнем уровне жизни. В противопоставлениях этих концептов зарождаются этические принципы эгалитарного перераспределения. Благосостояние общества, если оно стремится к гуманности и справедливости, требует альтруистических действий не только на разрешение своих потребностей, но и потребностей социально уязвимых групп. В этом отношении система учреждений социальной поддержки является не только вещным воплощение нравственных императивов общества, но и определенной мерой перераспределения общественных благ и ресурсов. Развитость или неразвитость системы социального обеспечения - показатель гуманности гражданского общества, показатель справедливости распределения. Социальные работники, осуществляя свою деятельность в институтах социальной поддержки, оказывают помощь в социальном функционировании нуждающимся. Они опосредованно участвуют в реализации этических норм жизнедеятельности общества, реализуя его ценностные нормы и установки.

Профессия для человека – помогающего выдвигает определенные стандарты профессионального поведения. Оно основано на принятие ценностей и идеалов профессиональной субкультуры, которая учитывает роль и место помогающего субъекта в системе общественных отношений. Она определяет его миссию в гуманизации этих отношений, обосновывает ценностные принципы индивидуального взаимодействия.

Таким образом, альтруистические основания профессии социальная работа связаны с социогенетическими факторами ее развития, как воплощением общественных потребностей в реципрокации (взимопомощи) и редитстрибуции (справедливом распределении ). Человек- помогающий, не только общественная потребность и необходимость, но определенный фактор развития культуры и цивилизации. В этом отношении их ценностные основания являются регулятором профессиональной деятельности, определяют ее альтруистический интерес к человеку, побуждают человека – помогающего к реализации блага, личного и общественного благополучия.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Каковы основные подходы к философии социальной работы?

2. Раскройте сущность основных философских парадигм социальной работы.

3. Философские ценности социальной работы.

4. Как понимается человек в теоретических конструктах социальной работы.

5. Проблемы жизненного сценария личности и вопросы реализации жизненных стратегий как философские проблемы социальной работы.

6. Клиент – как человек страдающий, философские основания проблемы.

7. Социальный работник - как человек помогающий. Сущность профессионального целеполагания.

8. Концепты судьбы и справедливости в социетальных мифологемах социального работника.

9. Нравственные императивы социального работника.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

На сайте allrefs.net читайте: "ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек – помогающий философские основания альтруистического поведения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Москва «Союз» 1999 ББК Рецензент - кандидат психологических наук, доцент Б.Ю. Шапиро   Фирсов М.В. Теории и методы социальной рабо

Германия
Социальная работа является активной составной частью социальной системы ФРГ. В этом заключается основное положение и требование к социальной работе. Социальная работа в широком смысле подр

Германия
В 70-е годы социальная работа в общине определялась концепцией сопричастности. Методы понимались уже не только как структурированные виды помощи в работе с клиентом, но также и как форма с

Заполнить пробелы
  1. Макрофактором эволюции социальной работы послужила……. революция начала века. 2. Люди реагируют на социальные явления, используя личностные ресурсы:……… 3. М. Рич

Заполнить пробелы
  1. - промышленная; 2. – биологические и интеллектуальные; 3. - доверительные отношения, позитивные чувства; 4. - процесс; 5. – прошлому опыту клиента; 6. – метод решения проблем; 7.

Выбрать правильный ответъ
  1. - d; 2. - а; 3. - d; 4. - b; 5. - все ответы; 6. - с; 7. - все ответы; 8. - а, b; 9. - b; 10 - а, b, с

Преимущества индивида по отношению к обществу
Социальный работник стоит на защите прав и интересов клиента. Он особым образом проводит курс реабилитационной терапии, позволяющие клиенту интегрироваться в сообщество, быть его полноправным члено

Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом
Конфиденциальность - средство защиты клиента. Информация, полученная социальным работником в процессе взаимодействия с клиентом, не может быть предметом обсуждения с другими лицами, так как это мож

Готовность отделить личные нужды и чувства от профессиональных отношений
Социальный работник в процессе профессиональной деятельности формирует ценностные ориентации, имплицитные концепты взаимодействия с клиентом, группами, сообществом. В процессе оказания социальных у

Готовность к передаче знаний и умений другим
Социальный работник – это профессионал, который знает о жизненных ролях и отношениях людей в различных ситуациях. Знание о мире, взаимодействиях, изменяющих процессах должно стать достоянием клиент

Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное их оценивание
Социальный работник выступает против любых форм дискриминации на основании расовой принадлежности, цвета кожи, пола, сексуальной ориентации, возраста, религиозных убеждений, социального происхожден

Стремление к развитию самопомощи клиента
Один из важнейших ценностных ориентиров в профессиональном взаимодействии социального работника и клиента связан с развитием самоопределения со стороны клиента. Социальный работник должен максималь

Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному благосостоянию для всех членов общества
Социальный работник должен принимать необходимые меры для доступа всех членов общества к ресурсам, услугам, возможностям в целях укрепления социальной справедливости. Профессиональная деятельность

Стремление к высоким личным стандартам в жизни и профессиональной деятельности
Поведение социального работника в личной жизни является частным делом каждого, но лишь в той степени, когда такое поведение не подвергает риску исполнение служебных обязанностей. Социальный работни

C) Здоровые люди должны контролировать ресурсы и жизнь людей с ограниченными возможностями.
4.Человек – социальный реализует свою индивидуальность в принадлежности a) к различным группам; b) к институтам; c) к власти; d) к экономике. 5. Эмоцион

Заполнить пробелы
1. идеология профессиональной деятельности; 2. минимальные прожиточные стандарты; 3. отсутствием необходимого образования, низким экономическим статусом; 4 границах информации, согласование с клиен

Социология – изучает организации, институты и развитие человеческого общества.
Политические науки – изучают процессы, закономерности, структуру государственного управления и институты власти. Экономические науки – изучают общественное производство, потр

Социологические теории
Можно отметить, что в процессе создания дедуктивных теорий социальной работы доминируют три основные социологические парадигмы: интеракционализм, функционализм, теория конфликтов. Интер

Психологические теории
Достаточно широк и спектр психологических теорий, влияющих на теории социальной работы. Среди них можно выделить психоанализ, поведенческие теории, когнитивные, психодинамические, психологические т

В теории социальной работы
  Становления знания теоретической социальной работы связано с динамикой развития ее школ и направлений, поиском эффективных моделей взаимодействий с клиентом на всех уровнях их прояв

Общие принципы социальной работы
По своему характеру они отражают общие, характерные для всех систем классификаций и таксономий социальной работы, типологические связи и отношения, не зависимые от формы проявления практики и субъе

Пути познания в теории социальной работы
Пути познания в социальной работе связаны с практикой помощи клиентам, осмыслением важнейших феноменов их бытия, поддерживающими стратегиями. Пути познания для социальной работы связаны с традицион

ЛИТЕРТАТУРА
  1. В поисках истины (материалы методологического семинара по категорийному аппарату социальной работы). М., 1995. 2. Григорьев С.И. и др. Теория и методология социальной ра

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Заполнить пробелы: 1. Проблемы «пауперизма» осмысляются в ранних социально-политических,………………доктринах. 2. Политические науки – изучают процессы, ……………государственного упр

Верно или неверно?
1. Теологическая познавательная традиция обозначила концепции «лечения» и «человека- нуждающегося». 2. В начале и середине ХХ веке практика общественной поддержки в основном связывается с

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Заполнить пробелы: 1..- реформистских и правовых; 2.- закономерности, структуру; 3.- производство, потребление; 4.- интеракционализм, функционализм, теория конфликтов; 5.- поведенче

Феноменология клиента
Клиент выступает в теории познания социальной работы как синтез представлений о личности и ее жизненном сценарии. В этой связи понятие «клиент» предстает как знак (метафора), р

Психодинамический подход к личности клиента
Психодинамический подход базируется на психоанализе З. Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между врачом и пациентом, вот почему в психоаналитических

Подходы к личности клиента в социальной работе
Подходы к личности клиента в социальной работе имеют более широкий спектр проблем, чем в поддерживающей терапии. Социальные работники также сталкиваются с проблемами психологического характера, одн

Биопсихосоциальный подход
Биопсихосоциальный подход был сформулирован Х. Перлман применительно к методу социально индивидуальной работы. С позиций Х. Перлман клиентом является любой человек, нуждающийся в совете и имеющий н

Поведение
Человек в процесс своей жизнедеятельности «вырабатывает» определенные модели поведения. Эти модели поведения выражают характерную для того или иного субъекта позицию по отношению к социальному окру

Структура и функционирование индивидуальности
В подходах к структуре индивидуальности клиента Х. Перлман базируется на психодинамический теории личности З. Фрейда. Она считала, что человеческая индивидуальность проявляется в трех главных функц

Социальные роли и социальный статус
Индивидуальные роли изменяются на каждой стадии человеческой жизни. Человек не только «продукт физиологической и психологической среды», но и своих представлений «о настоящем и будущем». В любом во

Социальное агентство
Социальное агентство имеет систему «допуска», то есть, те требования, которые регламентируют его права на оказание поддержки. Таким образом, нормативные ожидания клиента и агентства должны совпадат

Социальный работник и его референтные группы
Авторы считают, что определение своей роли социальным работником, подразумевает ответную реакцию со стороны клиентов, тем самым их типология, зависит от установок последнего на помощь и поддержку.

Самооценка клиента
Самооценка клиента - третий источник нормативных ожиданий. Эти роли связаны с позицией клиента по отношению к социальному агентству. Разброс установок на институт помощи не может ограничиваться тол

Системный подход
Системный подход к проблеме – клиент, представлен работой А. Пинкус и А. Минахан. Они считают, что в процессе эволюции общества и практики социальной работы, возникли определенные системы формально

Система клиентуры
Под «системой клиентуры» А. Пинкус и А. Минахан понимают все многообразие обращений различных людей за помощью. Эта система включает индивидов, группы, семьи, организации, общины, обращающиеся за п

Социоморфология проблемного поля клиентов
  Социоморфология – это классификационная матрица, позволяющая комплексно подойти к вероятностным проблемам клиента, определяемых в отечественной научной литературе как «трудная жизне

Социетальный фактор
Положение субъекта в системе общественных связей и групповых норм, ценностей и оценок важнейший фактор определяющий жизненное пространство человека. Когда мы говорим о социетальном фактор, то под э

Сексизм
Сексизм – это институциональные и индивидуальные ориентации и установки по признаку пола, приводящие к дискриминации субъекта. Главными факторами дискриминации являются поло-ролевая социализация су

Сексизм и общество
В ХХ веке в общественной практике сексизм рассматривается как часть социо - культурной системы стоимости. Это находит отражение в оплате труда, при которой поло - ролевая сегрегация в рабочей силе

Этноцентризм
Под этноцентризмом принято понимать такую систему взглядов, при которой ценности, жизнедеятельность, культура, образ жизни, традиции одной этнической группы является основным критерием для в

СИТУАТИВНЫЙ ФАКТОР
   

Основные причины этнической дискриминации и притеснения
В общественном развития исторически сложились такие ситуации, когда господствующее этническое большинство доминирует над этническим меньшинством. В истории народов известны примеры расизма и апарте

Модели энкультурации
Человек в процессе энкультурации усваивает определенные культурные стереотипы. Можно говорить об определенной организации психики человека, когда воспитанный в определенном этносе субъект неадекват

Этническая агрессия и предрассудки
Исследования в области этнической агрессии условно можно сгруппировать во круг двух основных предположений: · Люди более агрессивны по отношению к другой этнической группе, отличной от сво

Традиционализм
Этническая самоидентификация может вызывать к жизни определенные групповые установки, когда дискриминация другой группы позволяет снимать чувство «ненадежности или подчиненного положения». Улучшени

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФАКТОР
  Под индивидуальностью принято понимать совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельного индивида. В практике социальной работы индивидуальное проб

Мужчины
Представление о маскулинности народы мира связывают с различными стереотипами. Восточная культура мужественность и физическое совершенство связывают с наличием у мужчины большого живо

ЖЕНЩИНЫ
Патриархальная культура в ХХ веке хотя и сохранилась во многих странах мира, тем не менее претерпевает существенные изменения. Феномен женщины – как самостоятельного социокультурного явления сегодн

Феминистские теории
Феминистские теории стремятся разобраться с важнейшими социально экономическими дилеммами женщина и общество, женщина и производство, женщина и свобода. В них осуществлен социально-исторический под

Психолого-антропологический подход
В западной культуре проблемы женщины рассматривается в контексте различных подходов. Соотношение биологических и культуральных факторов позволяет выйти на специфические проблемы фемининности. Культ

Психологические теории поло/ролевой идентичности
В основе этих теорий лежат представления о различных механизмах психо-сексуальной дифференциации пола. Различие индивидов на основе их половой принадлежности рассмотрено в следующих основных теория

Социологические концепции социальных стереотипов
Социальный стереотип устойчивый образ или представление о социальном объекте. Социологические подходы к половой дифференциации выявляют качественную структуру объектов, их персонификацию на основе

Фактор возраста
  В практике социальной работы профессионалам приходится сталкиваться с кризисами в различных возрастных группах. Однако наибольшую актуальность принимают проблемы людей позднего возр

Клиент – пожилой человек
Особенность клиента пожилого человека заключается в том, что он чаше выступает как объект насилия со стороны социального окружения, однако это не значит, что для них не свойственно проблемы связанн

Фактор здоровья
  Фактор здоровья является тем социо - биологическим признаком, который вносит дифференциацию в групповые различия людей в обществе. Здоровье – нездоровье специфическая система коорди

Фактор сексуальности
В процессе работы с клиентами социальный работник сталкивается с различными аспектами человеческого поведения. Одной из проблемной областей является сексуальное поведение клиентов. Гомосексуальное

Фактор семьи
  Понятие семья происходит от латинского слова – fames – голод. В ее основе лежат функции защиты и удовлетворение витальных потребностей человека, она же является первичной за

Семья как фактор детских невротических расстройств
Практика родительского воспитания, согласно концепции А. Болдуина, делится на два стиля: демократический и контролирующий. Сущность демократического стиля воспитания заключается в том, что р

Семья как фактор напряжения в процессе социализации
Семья согласно концепции С. Роудз проходит семь стадий своего развития от стадии формирования интимной близости между супругами до стадии взаимной поддержки между поколениями. Сложнейшая с

СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР
  Социоэкономический фактор является важнейшим в трансформации жизненного сценария человека. Человек, находясь в системе общественных связей и отношений, зависит не только от био - со

Тюремные заключения + 4,0
· Убийства + 5,7 · Смерть от алкоголизма + 1,9 · Общий показатель смертности + 1,9   Структурный кризис, который охватил Российскую Федерацию в 90-х годах,

Алкоголизм
Алкоголизмом можно назвать повторяющееся бесконтрольное употребление алкоголя, наносящее физический и психологический ущерб не только самому пьющему человеку, но и его окружению. В медицинском смыс

Наркомания
Наркомания – заболевание, выражающееся в физической и психической зависимости от наркотических средств, приводящее к физиологическому истощению организма. Наркотики подразделяются на четыре основны

Теория аномии
Аномия – беззаконие, отсутствие нормы. Теорию аномии ввел в социологию Э. Дюркгейм. Под этим понималось отсутствие твердых жизненных норм, образцов поведения, которые связаны с постоянно изменяющим

Теория Далбэка
Исходит из того, что в современном обществе риск становится знаковым и социально значимым явлением. Престиж, статус растет у тех, кто подвергает себя публичному риску, именно такой человек оценивае

Преступность
Под преступностью принято понимать устойчивое социальное явление, достигшее степени общественной опасности, определяемое законодательно в уголовном законе. В 90-х годах ХХ столетия можно отм

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1.Проблематика клиента в социальной работе. 2Классификация клиента в западной литературе. 3.Покажите, что понимают под понятием клиент в социальной работе. 4.Социоморфоло

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
  Заполнить пробелы: 1. Сексизм - это ……. 2. Этноцентризм –это…. 3. Под индивидуальность принято понимать…. 4. Либеральный феминиз

Заполнить пробелы
  1.- негативные установки по признаку пола; 2.- негативная система взглядов этнических групп; 3.- совокупность качеств и отличительных свойств; 4.- равенство, без изменения; 5.- новы

Метод индивидуальной социальной работы
  Метод индивидуальной социальной работы, социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один – на – один», когда социальный работник решает личностные и социа

Социальная индивидуальная работа
Социальная индивидуальная работа со случаем (social casework) в процессе своей эволюции претерпела значительную модификацию. Сегодня можно наблюдать отдельные подходы с этим общим названием. Социал

Психосоциальный подход
F. Hollis разработала дальнейшие концепты диагностических и психоаналитических школа применительно к методу индивидуальной работы. Подходы в значительной степени состоят из процесса помощи, на осно

Поведенческий подход
Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, когда она выступала первоначально как научный метод, но впоследс

Экологический подход
Экологический подход предполагает улучшение взаимодействия человека и окружающей среды, на основе позитивного взаимообмена. «Человек - окружающая среда» рассматриваются как взаимодополняющие систем

Функциональная индивидуальная работа
  В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З.Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе

РАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
  Данный метод был предложен Г. Вернером и М.Кинди как альтернатива психо - аналитическим моделям индивидуальной работы. В основе метода лежат положения когнитивной теории и предполож

Терапия реальностью
Данный метод индивидуальной работы был предложен В. Глассером. В основе положение, что людям необходимо быть любимым и чувствовать свою ценность, а для этого необходимы стандарты поведения. Цель ме

Методы социальной работы с группой
Социальная групповая работа – это направление практической деятельности, функции которой распространяются в различных областях человеческой жизнедеятельности от благосостояния и образования, до ада

Типология социальной групповой работы
Динамика развития социальной групповой работы такова, что не представляется возможным дать объемную классификацию используемых подходов. Можно отметить, что первая классификация социальной группово

Основные виды социальной групповой работы
  Группы восстановления Данные группы организуются в микросоциуме (коммьюните) в местах проживания клиентов. Коммьюните - сообщество индивидов, объединенных общими цен

Посредничество
В основе теория социальных систем, групповая теория и теория малых групп, фокус на индивидууме во взаимодействии с группой. Процесс помощи включает: настрой, приготовление социального работника к в

Терапевтические группы
Основная цель данного подхода на основе групповой динамики регулировать развитие и компетентность индивидов и окружающей среды. Групповая терапия преследует следующие цели: 1. помогает раз

Социальная работа в микросоциальной среде
  Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. О

Феминистская практика социальной работы
Особенность феминистской практики социальной работы заключается в системе идеологических установок. Главная из которых - устранение всех форм дискриминации субъекта, изменение системы мировоззрения

Социальная работа и этноцентризм
Практика социальной работы с этночувствительными группами клиентов предполагает определенные знания у социального работника такие как знание культуры клиента, особенность социальных ценностей и ори

Стратегия полномочий
В основе стратегии полномочий устранение негативных и отрицательных влияний и оценок, которые несут в себе этническое большинство. По мнению Б.Соломон этнические меньшинства больше страдают не от м

Социальная работа и люди позднего возраста
Социальная работа с людьми позднего возраста имеет многоплановый аспект работы. Она затрагивает различные сферы жизнедеятельности людей пожилого возраста, такие как финансовая, сфера здоровья, досу

Социальная работа с семьей
Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта деятельность направлена на решение потребностей семьи и ее социального окружения. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к пра

Семейная терапия В. Сатир
В. Сатир считала, что семья – это самоорганизующая система, в основе отношений которой лежат принципы гомеостазиса: элементы системы реагируют друг на друга таким образом, чтобы сохранить баланс от

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
Заполнить пробелы 1. Метод индивидуальной социальной работы осуществляется в ситуации………..когда социальный работник решает личностные и социальные проблемы клиента. 2. Психосоциал

Выбери правильный ответ
1. Подход центрированный на задачи состоит a) из элементов кризисных интервенций; b) проблемно-ориентированных подходов; c) функциональных подходов. 2. В

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Заполнить пробелы 1. - «один – на – один»; 2.- «личности в ситуации»; 3.- когнитивной теории, от силы воли; 4.- деятельности с группами; 5.- экзистенциальных концептах, стрессов и кризисов

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги