Терминологические проблемы теории постэкономического общества.

Современная социология предполагает, что со времен станов­ления классовых обществ до наших дней важнейшую роль в пове­дении человека, социальных групп и целых государств играли и играют материальные интересы. Совершенствование хозяйствен­ных отношений всегда было связано с прогрессом как материаль­ных факторов производства, на чем сосредоточиваются сторонни­ки постиндустриальной теории, так и с обретением все новых сте­пеней свободы, на чем акцентируют внимание постмодернисты, но при этом действия человека в первую очередь определялись извне задаваемой необходимостью, в результате чего общество в целом не выходило за пределы экономических отношений.

Понятие постэкономического общества необходимо, на наш взгляд, для того, чтобы обозначить новый социальный порядок, выкристаллизовывающийся в современных постиндустриальных обществах. От прежних общественных форм он будет отличаться в первую очередь значением и ролью личности в социальной струк­туре. Предпосылки формирования нового общества вызревают по мере того, как технологический и хозяйственный прогресс начина­ет воплощаться не столько в наращивании объемов и разнообразия производимых материальных благ, сколько в изменяющемся отно­шении человека к самому себе и своему месту в окружающем мире. Материальный прогресс выступает необходимым условием станов­ления постэкономического порядка; однако достаточным услови­ем его формирования служит изменение ценностных ориентиров человека, приводящее к тому, что главным мотивом его деятель­ности становится совершенствование своего личностного потен­циала.

Концепция постэкономического общества не переоценивает значения технологических сдвигов, как бы масштабны они ни были в современной постиндустриальной действительности; она не пе­реоценивает и самореализацию человека вне его продуктивной де­ятельности, поскольку выход за пределы таковой не может состо­яться в обозримой перспективе. В понятии постэкономического общества интегрируются все важнейшие элементы глубинных пре­образований современной социально-экономической действитель­ности, к которым так или иначе апеллируют представители самых разных футурологических школ.

Между тем фактически никто из зарубежных социологов не использовал в своих теоретических конструкциях понятия пост­экономического общества для обозначения будущего социального состояния. Этот термин появлялся в работах Г. Кана[21] и Д. Белла[22], относящихся к периоду становления постиндустриальной теории, когда ее понятийный аппарат только еще формировался, но то были эпизоды, не получившие впоследствии сколько-нибудь заметного развития.

В значительной мере это объясняется, на наш взгляд, специфи­кой английского языка, в котором слово «economy» обозначает все формы производственной и хозяйственной деятельности — стано­вится ли таковая основанием для товарного обмена или остается ограниченной натуральным (и даже домашним) хозяйством, дос­тигает ли народнохозяйственного масштаба или не выходит за пре­делы отдельных замкнутых общностей. Напротив, в русском язы­ке, и это можно проследить на примере работ отечественных эко­номистов дореволюционной эпохи, всегда было принято разделять «экономику» и «хозяйство», подразумевая, что первое понятие яв­ляется более узким и относится к самоорганизующимся системам товарно-рыночного типа, тогда как второе обозначает любую про­изводственную деятельность человека вообще.

В немецком языке понятия экономики (Oekonomie) и хозяйства (Wirtschaft) также существуют как взаимодополняющие; поэтому в работах немецких и австрийских авторов всегда различаются тео­рия хозяйства (Wirtschaftstheorie) и политическая экономия (politische Oekonomie), причем последняя рассматривает проблемы производ­ственных отношений в первую очередь через призму товарного хозяйства и рыночного обмена. Для немецкого исследователя по­нятие Wirtschaft не только является более общим, чем Oekonomie, но, что гораздо важнее, последнее не может быть использовано для обозначения замкнутого нерыночного хозяйства. Когда историки исследуют различия натурального хозяйства и рыночной экономи­ки, они используют понятия Naturalwirtschaft и Geldwirtschaft, но никак не Naturaloekonomie и Geldoekonomie[23]. Менее чувствитель­на к подобным различиям французская терминология, однако вы­дающиеся французские социологи также стремились всеми имев­шимися в их распоряжении способами подчеркнуть смысловые отличия понятий хозяйства и экономики, Wirtschaft и Oekonomie[24].

Напротив, англоязычные авторы применяют понятие «эконо­мика» (economy) для обозначения любой хозяйственной деятельно­сти, что отражается, например, в термине «домашнее хозяйство» (household economy). Отсутствие термина, оттеняющего ограничен­ное значение понятия «economy» и объясняет явное предубежде­ние против идеи постэкономического (post-economic) общества; сама мысль о возможности устранения Oekonomie как disappearance of economy вызывает у англичан и американцев такое же непонима­ние, какое несомненно возникло бы и у российской аудитории, если бы ей доказывалась возможность устранения хозяйства. Это впол­не объективное и труднопреодолимое обстоятельство дополняется традицией рассмотрения истории человечества как хозяйственной истории (и тем самым, в английской терминологии, «экономичес­кой»). Все это препятствует адекватному восприятию и широкому использованию понятия «постэкономическое общество» в запад­ной социологической теории, становящейся в последние годы по­чти исключительно англоязычной.

Справедливости ради необходимо отметить, что, несмотря на скептическое отношение к идее постэкономизма, западные иссле­дователи часто говорят о капитализме как об экономическом строе. И. Шумпетер подчеркивает, что «буржуазное общество выступает в исключительно экономическом обличьи»[25]; Ю. Хабермас отмеча­ет, что капиталистическое общество опирается, с одной стороны, на экономический механизм, соподчиняющий действия индивидов, а с другой — на экономическую легитимность, становящуюся ос­новой для политической и юридической практики[26]. Три из четырех приводимых Э. Гидденсом основных признаков буржуазного строя содержат прямые указания на его экономический характер[27], и такие примеры можно продолжить. Более того; многие исследователи говорят о доиндустриальных и постиндустриальных производствен­ных отношениях как о не-экономических (non-economic). Примени­тельно к первым это понятие использует Дж. Арриги[28], по отноше­нию ко вторым — Дж. К. Гэлбрейт[29], Р. Хейльбронер и П. Дракер[30]. Поэтому можно надеяться, что с дальнейшим развитием постинду­стриальных тенденций понятие постэкономического общества полу­чит более широкое распространение.