ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА

Суицид — самодеструктивное поведение человека, направлен­ное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реаль­ных возможностей избежать смерти в критической ситуации. При­ходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые при­водят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Если за фактом самоубийства нет явных криминальных об­стоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Владимир Маяковский в своей предсмертной записке, как извест­но, просил: «Пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил». Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело — анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их — во многом оз­начает сделать первый шаг к их устранению.

При достаточно поверхностном анализе суицида, не вдаваясь пока ни в какие подробности оценки этого явления с точки зрения

ключевых для него причин и сопутствующих ему условий можно сделать следующий вывод: самоубийство в качестве проявления дееспособной воли, когда страдающим лицом является сам активно действующий субъект, знающий об ожидающих его результатах и сознательно выполняющий задуманный план насилия, — это фе­номен болезни сознания, для характеристики которого нельзя ис­пользовать медицинский термин, но можно эту болезнь сознания подвергнуть рациональному философскому анализу, избежав пре­обладания дескриптивности, которое характерно для любого ана­лиза с точки зрения эмпирии.

«В моей смерти прошу винить...» По уровню самоубийств Рос­сия вышла на одно из первых мест в мире. Масштаб этой цифры ужасает: в 1998 году (более свежих данных нет) в России добро­вольно расстались с жизнью около 66 тысяч человек. Разумеется, каждая человеческая трагедия неповторима. Но в этих тысячах трагедий есть некие закономерности, которые помогают лучше понять состояние общества в целом. Закономерности эти — пред­мет серьезных научных исследований.

Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономи­ческих, политических, философских, психологических, религиоз­ных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика — важнейшие индикаторы социально­го благополучия или неблагополучия той или иной среды.

В социологии эта проблема изучается как социальная патоло­гия. Особенно отчетливо это можно проследить на примере твор­чества Э. Дюркгейма.

В социологическом этюде «Самоубийство» общие основания методологии в изучении социальной патологии выглядят следую­щим образом. Смысл социологии состоит в изучении социальных фактов, находящихся «вне» индивида. Сами же социальные фак­ты следует рассматривать как физические предметы, как вещи. Это могут быть институты, нормы, ценности, законы, коллектив­ные представления и прочее. Каждый индивид и каждое новое по­коление встречаются с определенным набором социальных фак­тов, которые обладают свойствами вещи постольку, поскольку осу­ществляют внешнее давление на индивида. Они одновременно и делают возможными определенные типы поведения, и управляют ими. «Такова, стало быть, категория фактов, отличающихся весь­ма специфическими свойствами; ее составляют способы мышле­ния, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются. Поэтому их нельзя смешивать ни с органическими

явлениями, так как они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуаль­ном сознании и через его посредство. Они составляют, следова­тельно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название со­циальных».-

Важную роль в учении Дюркгейма играют разработанные им правила различения нормального и патологического, необходимые для «управления поведением» (выражение самого автора). Как от­мечает известный французский социолог Р.Арон, значимость для Дюркгейма этого различения определялась его реформаторскими устремлениями, в частности, надеждой учредить своеобразные «советы действия» по объективному и научному изучению фено­менов, результаты деятельности которых служили бы определен­ным промежуточным звеном между наблюдаемыми фактами и ус­тановлением предписаний. И если некий феномен признается нор­мальным, то у общества нет оснований стремиться к его устране­нию; если же признается патологическим — общество располага­ет существенными аргументами в пользу необходимости реформ.-

Для Дюркгейма главным и решающим признаком нормальнос­ти факта выступает частота его проявлений: «Социальный факт нормален для определенного социального типа, рассматриваемо­го в определенной фазе его развития, когда он имеет место в боль­шинстве принадлежащих к этому виду обществ, рассматриваемых в соответствующей фазе их эволюции». Отсюда — раз в любом обществе совершается определенное число преступлений, само­убийств и т.д. и, следовательно, они относятся к регулярно совер­шаемым действиям, то такие факты не являются патологическими феноменами. Патология начинается тогда, когда увеличивается средний для данного общества показатель.

Причины социальных феноменов следует искать в социальной среде, в природе самого общества. Объяснить социальный фено­мен _1 значит отыскать действенную причину его возникновения, отыскать предшествующее явление, неизбежно его порождающее. Причем, считает Дюркгейм, социолог располагает лишь одним сред­ством доказать, что одно явление служит причиной другого — срав­нением случаев, когда они одновременно присутствуют или отсут­ствуют: ч<Научное исследование не может достигнуть своей цели иначе, как сравнением фактов, и у него тем более будет шансов на успех, чем увереннее оно будет, что собрало все явления, кото­рые можно с пользой сравнить между собой».-

С этих позиций Э.Дюркгейм осуществляет одно из первых фун­даментальных исследований суицидального поведения («Само­убийство»). Им используется метод совпадающих изменений, т.е.

анализируются изменения уровня самоубийств среди разных групп населения. Итогом рассмотрения статистических корреляций ста­новится определение основных социальных типов самоубийств: эгоистического, альтруистического и аномического. Применяемые статистические методы достаточно просты: определяются статис­тические корреляции между частотой самоубийств и социальны­ми характеристиками (пол, возраст, брачность, детность, конфес­сиональная принадлежность и т.д.)- •

Помимо социологов этой проблемой занимаются философия, медицина, а именно психиатрия, психология.

2. ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ И АСОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Специалисты насчитывают большое количество факторов, име­ющих отношение к суицидальным попыткам. Среди них и измене­ние солнечной активности, и влияние магнитных полей Земли, и загрязнение окружающей среды, накопление определенных морс­ких воздушных масс, циклонов и антициклонов, но наиболее цен­ными для понимания самоубийства являются социальные, соци­ально-психологические и психологические причины, разрушающие личность человека, его «я».

Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим окруже­нием— семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным зве­ном в решении вопроса «быть или не быть» является сам чело­век, от силы его личности зависит, как поведет он себя в кризис­ном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуаци­ями, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирую­щих психику обстоятельств. Другой важный момент, связанный с проблемой самоубийства, — это временная перспектива. По­иск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безыс­ходность будущего часто явный признак или причина стремле­ния к самоуничтожению.

Связь «общество» — «микросоциум» — «я» во временном про­странстве «прошлое — настоящее — будущее» в большей или меньшей степени можно проследить во всей истории обществен­ного развития человека. Есть, по крайней мере, два вида само­убийств, прямым образом связанных с социальными причинами.

В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Добровольное принесение себя в жер­тву богам во имя общественных интересов в древности существо­вало практически у всех народов. В голодные годы старики ради сохранения жизни рода лишали жизни себя; нередко жертвы при­носились ради прекращения войн, эпидемий, стихийных бедствий. Человеческая жизнь считалась лучшей гарантией успешности мно­гих крупнейших мероприятий, начиная от военных действий и кон­чая строительством городов, крепостей и других важных объектов (в Японии при постройке моста в основании закапывалась челове­ческая жертва «хитобашира», чтобы мост был прочным и бог реки не гневался на самоуправство строителей). Определенную долю общественно регламентированных самоубийств составляли доб­ровольные уходы из жизни после смерти «повелителя» — жены и слуги правителей и других высокопоставленных лиц обязаны были разделить участь господина и отправиться в загробный мир, само­убийства же вдов во многих странах являлись свидетельством под­линной любви к мужу и доказательством их верности. В Индии обы­чай сати — самосожжение вдовы вместе с телом мужа вплоть до XIX в. являлся обязательным ритуалом. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически предписывалось общественными нормами по­ведения. У мужчин существовал другой кодекс чести, требовав­ший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем — это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, фактически предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства — попавшие в плен живыми счи­тались предателями.

Самоубийство в истории общества также рассматривается как способ выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. До сих пор в некоторых африканских племенах сохранилась такая странная форма защиты своего дос­тоинства: человек, которому нанесено оскорбление, должен? по обычаю, взобраться на высокое дерево и публично излив свой гнез на обидчика, броситься вниз головой. В Японии, где власть иерар­хического подчинения была доведена до предела, во многих слу­чаях самоубийство было единственной возможностью выражения протеста людей, стоявших на низших ступенях иерархической ле­стницы.

Большинство из этих национально-традиционных форм «обще­ственного поощрения» суицидов стало достоянием историков и эт­нографов, но обычаи прошлого то и дело вплетаются в современ­ность.

Другим видом самоубийств, непосредственно связанным с со­циальными причинами, является тот случай, когда общественное положение какой-либо группы людей или конкретного индивида по независимым от них причинам настолько тяжело и невыносимо, что суицид становиться одним из реальных путей избавления от страданий. «Нужда и безработица», «бесплодность и беспросвет­ность борьбы за существование» — эти слова стали штампами и уже давно связываются с причинами самоубийств. Известно, что в целом экономическое положение общества очень сильно отража­ется на кривой суицидов. Другие социальные причины более опос­редованно влияют на добровольный уход из жизни. Существует мнение, что в технически высокоразвитых странах вероятность самоубийств резко возрастает, также процент самоубийств в горо­дах в 2 раза больше, чем в сельской местности. В целом научно-технический прогресс, увеличивающий разделение труда и диф­ференциацию различных слоев общества, способствует развитию процесса отчуждения у человека и зачастую вызывает ощущение «винтика» в огромной машине цивилизации, не обладающего цен­ностью собственной жизни.-

Во время же войн и революций, когда наблюдается действие механизма переноса накопленной агрессии против своего «я» на других людей, принадлежащих к «лагерю врагов», кривая само­убийств ползет вниз. С другой стороны, практически невозможно подсчитать количество людей, добровольно стремящихся уйти от жизни в такие периоды, ведь в военное время нет недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся покончить с жизнью, отка­зывается от реальных возможностей избежать смерти. Да и смерть в эти периоды истории является настолько обычным явлением, что преднамеренность некоторых случаев не является предметом изучения.

Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, осо­бую роль играют некоторые культурные явления. Например, появ­ление «Вертера» Гете в 1774 году, в котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило целую эпи­демию самоубийств. Средства массовой информации множат этот эффект заражения вирусом самоубийства, основанный на подра­жании кумирам. Смерть в 1994 году Курта Кобейна — солиста популярной группы «NIRVANA» — повлекла за собой целый ряд самоубийств среди молодежи.

Одна из главных тенденций, прослеживающихся в процессе раз­вития общества — это связь самоубийств с общественно-полити­ческой обстановкой в стране, и здесь четко просматривается зако­номерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной жизни общества и увеличения суицидов при общественных спадах. Потеря же надежд после общественного подъема, как правило, усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов обще­ства и способствует добровольному отказу от жизни наиболее сла­бых его членов.

Особенно сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития. Общество без бу­дущего представляет неистощимый источник для самоубийц.-

Одним из сильнейших социальных факторов, определяю­щих уровень самоубийств и непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Не даром одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религиозная кара. Ислам строго осуждает самоволь­ное лишение себя жизни, и до сих пор это явление практичес­ки не встречается в странах, исповедующих мусульманскую ре­лигию. В иудаизме также подчеркивается ценность жизни для Бога, и потому ради сохранения жизни правоверным евреям разрешалось преступать все религиозные законы, кроме отка­за от Бога, убийства и кровосмешения. Христианство после волны самоубийств первых христиан — мучеников, стремящих­ся таким образом предстать перед лицом Всевышнего, также довольно скоро наложило запрет на добровольный уход из жизни, который действует и по сей день. Одной из главных при­чин самого низкого уровня самоубийств в настоящее время в Италии, Испании и ряде латиноамериканских стран является огромное влияние в этих странах католицизма, сурово пресле­дующего попытки лишения себя жизни. А такие восточные ре­лигии, как брахманизм и буддизм, следующие доктрине: все, что привязывает человека к жизни, есть причина страдания, спокойно относиться к отречению от плоти, самосожжение буд­дийских монахов как акт протеста против войн и других вар­варств современной цивилизации, вполне укладывается в рам­ки религиозных норм. Из этого видно, что в целом в государ­ствах, где влияние религии слабее и религиозные нормы, в частности, связанные с самоубийством, мягче, процент суици­дальных действий выше.

В настоящее время влияние религии как регулирующего суи­цид фактора значительно меньше, а изменения в общественной

жизни приобретают все более скоротечный характер, в результа­те чего различные слои и социальные группы оказываются в раз­личных неравных условиях, которые могут рассматриваться как предпосылки к суицидальному поведению современной молоде­жи и более старшего поколения.

Старшее поколение, как известно, — самая главная группа суицидального риска: во всем мире возрастная кривая само­убийств, за исключением лишь некоторых стран, медленно на­растает у слабого пола и резко взмывает вверх к концу жизни у мужчин. Это легко объясняется: болезни и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее со­стояние тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции «соци­ально активной старости». Даже несмотря на негативные уста­новки церкви, старикам иногда представлялось право решать, сражаться ли с нарастающей лавиной хворей и недугов или уйти с достоинством еще стоящего на своих ногах — недаром суще­ствование ядовитых трав рассматривалось, как доказательство доброты Провидения — они давали возможность старикам уме­реть быстро и безболезненно. Но, с другой стороны, люди, ко­торые смогли полностью сказать старости «да» и принять ее со всеми горестями и радостями — действительно ли ощущают эту последнюю пору жизни как приятное завершение бурных дней молодости. К сожалению, светлые картины личных воспомина­ний у сегодняшнего старшего поколения зачастую тонут в об­щественной волне утери прежних жизненных ценностей и пе­чальных напоминаний об эпохе 30-х годов и Отечественной вой­ны. Старость не стремится к бурным переменам, консерватизм стариков давно уже стал притчей во языцех и потому перемены в обществе не всегда прибавляют им дополнительные дозы по­ложительных эмоций. А поскольку многие из стариков не воссе­дают в ореоле любви, почета и уважения среди многочислен­ных чад и домочадцев у благотворного для старости тепла се­мейного очага, становится понятным, что эта социальная груп­па на данном этапе отнюдь не стремится выйти из зоны повы­шенного суицидального риска.

Поколение среднего возраста, включая большинство тру­доспособного населения «кому за 30», оказалось в не менее неоднозначной ситуации в свете политических, экономических и культурных перемен нашего времени. Конечно, многие из «среднего» поколения получили, наконец, возможность реали­зовать свои идеи, замыслы и творческий потенциал или про­сто возможность хорошо работать. Однако работа некоторых, а может, и большинства, не только далека от идеала, но и про-

сто от элементарной нормы. Иногда это идет от недостатков организации труда, а иногда и от субъективных причин, отно­сящихся к конкретному специалисту: или это очень слабая про­фессиональная подготовка, или нежелание и неумение изме­нять стиль и методы своей работы, или неумение координиро­вать свою деятельность с другими людьми и целый ряд других причин, неизменно ведущих человека, не вписавшегося в но­вые, изменившиеся условия работы, в разряд «социально не­защищенных». А вследствие этого они обязательно получат большую порцию стрессов в широком ассортименте психоло­гических факторов: неуверенность в своем профессиональном и социальном будущем, чувство вины за несоответствие тре­бованиям и плохую работу, тревога за свое место и уровень заработной платы, негативные эмоции от конфликтов с руко­водством и коллегами и др.

С другой стороны, люди, изменившие темпы своей профессио­нальной и общественной жизни, также получают дополнительные стрессовые нагрузки, во-первых, естественно, из-за большей на­пряженности труда в связи с более быстрым темпом, а во-вторых, из-за тех или иных барьеров, возникающих при этом на их пути, тревога из-за неуверенности в своих возможностях, страх стать жертвой конкурентов.

Еще одним потенциально возможным стрессогенным факто­ром для лиц среднего возраста являются интенсивные изменения, происходящие во всех сферах современного общества и порой тре­бующие от человека, уже имеющего свое довольно устойчивое ми­ровоззрение, установки, взгляды на различные стороны жизни, коренного изменения его мышления и поведения.

С другой стороны, новые условия общественной жизни порож­дают неизмеримо большое количество альтернатив при выборе профессиональной деятельности или формы и места получения образования и др., что предоставляет гораздо большие возмож­ности для индивидуального развития, но и заставляет мучиться индивида свободой выбора и неопределенностью. Исследования психологов также показывают, что люди, затрудняющиеся в силу своего воспитания или других причин осуществить выбор в опре­деленных жизненных ситуациях и испытывающие трудности в са­моопределении, как правило, находятся в неблагоприятном пси­хологическом состоянии, которое повышает вероятность суици­дальных намерений.

Но не только неопределенность в общественной жизни, но и неустроенность в личной жизни и одиночество могут служить по­будительными причинами к самоубийству. Среди покушающихся

на свою жизнь велика доля одиноких, разведенных, вдовых, но хорошо известно и то, что подчас семейные невзгоды нередко при­водят к решению наложить на себя руки. В большей степени неза­щищенными в этом плане являются мужчины.-

И все же отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте является иногда более естественным и причинно обусловленным (как бы антигуманистично это не звучало), чем самовольное пре­рывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться.

На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте — трудности, связанные со школой, на третьем — проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противо­положного пола.

Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда стро­ятся на фундаменте открытых, абсолютно искренних отношений, являющихся надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психо­логами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существен­ную роль в суицидах играет сохранность семьи и ее благополуч-ность. Ранние браки (в возрасте 15-19 лет) не спасают от умень­шения риска суицида, и это связано, прежде всего, с тем, что они чаще всего являются попыткой, и не всегда удачной, решить ка­кие-то другие проблемы, например, избавиться от невыносимой обстановки в семье родителей.

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищеннос­ти от негативного влияния окружающей среды.

Одним из основных психологических объяснений проблем, свя­занных со сверстниками, особенно противоположного пола, явля­ется чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает обычно в качестве компенсации плохих отношений в семье, из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспри-

нимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальней­шую жизнь. Иногда при отсутствии поддержки близких и окружаю­щих, происходят «ситуативные самоубийства» — импульсивные, неподготовленные и собственно не связанные с осознанным на­мерением лишить себя жизни.

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами под­ростки и психологи указывают на различные способы таким обра­зом оказать влияние на других людей: «дать человеку понять, в каком ты отчаянии» — около 40 % случаев, «заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался», — около 30 % слу­чаев, «показать, как ты любишь другого» или «выяснить, любит ли тебя другой», — 25 %, «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение» — 25 % и только 18 % случаев — «призыв, чтобы пришла помощь от другого» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).

Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами — это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиле­ния влияния моды. Родителям, формирование личности кото­рых происходило в условиях менее динамичного общества, очень сложно понять своих «свободомыслящих» детей. Но, с другой стороны, кто, как не молодые, являются поколением, которое находится в наилучшем положении в современной си­туации, так как имеет гораздо больше потенциальных возмож­ностей использовать свои преимущества, связанные с тенден­циями изменения общества.-

Самоубийство — это также результат социально-психологичес­ких дезадаптации личности в условиях современного общества. Пси­хологические кризисы возникают в результате интимных, семейно-личных, социальных и творческих конфликтов. Доминирует, как пра­вило, одна причина, но ее подкармливают целый комплекс обстоя­тельств, во время которых и созревает мысль о самоубийстве. И прежде всего человека толкает на это безысходность. Он больше не может конструировать свое будущее. И неважно, сильный, воле­вой этот человек или эмоционально неустойчивый. Самоубийства встречаются среди людей разных типов. В первом случае неурав­новешенный человек с большими перепадами настроения может совершить импульсивное самоубийство, а бескомпромиссный и во­левой — реализовать хорошо подготовленное, спокойно и холодно продуманное решение. Но существуют общие закономерности, объясняющие страшное решение расстаться с жизнью у совершен­но разных людей и, прежде всего, это значимость ситуации для дан-

ной личности. Именно из-за различной значимости одни и те же типы личности в сходных ситуациях дают совершенно различную реак­цию. Самые распространенные из них это реакции демобилизации, дезорганизации и пессимистического направления.

Реакция демобилизации — наиболее часто встречающаяся в повседневном общении с людьми. У человека резко изменяется сфера контактов, он замыкается, мучительно переживает свое оди­ночество, испытывает безнадежность, психическую травму, пере­рабатывая ее в сознании в еще большую. Видит трагический тупик без выхода. Тем не менее он продолжает жить и работать или учиться, ни на что не жалуется, но мрачнеет с каждым днем, уеди­няется, перестает быть активным и думает о самоубийстве. В дан­ном случае за суицидальными намерениями в половине случаев могут последовать реальные действия.

Высоким риском самоубийства отличается реакция дезоргани­зации. В ее основе лежит какой-то тревожный компонент, нарушен сон, бывают кризы. При этом заметно снижается интеллектуаль­ный контроль. Человека что-то очень мучает, не дает покоя; он становиться раздражительным. Происходит то, что обычно назы­вают потерей «точки опоры». Благодаря этому может произойти реализация острого намерения уйти из жизни.

Хронически пониженное настроение, такое на первый взгляд невинное явление, относиться к реакциям пессимис­тического направления. Пессимистическая реакция — одна из самых тяжелых и опасных. У человека происходит изменение мироощущения, появляется мрачное мировоззрение и оцен­ка суждений, представлений. Меняется вся личная шкала цен­ностей. При этой реакции встречаются как неожиданные, си­юминутные способы самоубийства, так и хорошо заранее про­думанные.

Итак, реакции на неприятные и, порой, губительные для чело­веческой психики события могут быть разными, но основа их про­исхождения одна — это отрицательная эмоция. Но опасны не лю­бые отрицательные эмоции, а неконструктивно-застойные, когда отсутствует их смена, а подвижность и динамичность психичес­кой деятельности сведена к минимуму. Неконструктивность та­ких эмоций заключается в их обращенности вспять, на то, что уже произошло, и отрицательные эмоции порождаются одними и теми же неприятными воспоминаниями. Отсюда ни в коем слу­чае не следует, что нельзя вспоминать и анализировать то, что уже произошло, даже если это тяжелые воспоминания. Но обра­щаться к неприятным событиям прошлого целесообразно имен­но с целью их анализа.

Такой анализ при попадании человека в замкнутый круг отри­цательных эмоций позволяет уменьшить возможность возникно­вения подобных ситуаций в дальнейшем, а сам строй мыслей вме­сто пассивно-унылого состояния обретает динамичность, целена­правленность. Именно целенаправленная активность по достиже­нию реальной и актуальной в настоящее время цели позволяет преодолевать такие состояния, как растерянность, уныние, разо­чарованность, тоска.

Одним из сильнейших социальных факторов, определяющих уровень самоубийств и непосредственно связывающих прошлое и настоящее в жизни общества, является религия. Недаром в конце прошлого века В.Джеймс в своем знаменитом эссе «Сто­ит ли жизнь того, чтобы жить?» пришел к выводу, что одной из основ в борьбе за жизнь в истории общества являлась религи­озная кара.

И хотя слова Экклезиаста: «и возненавидел я жизнь, ибо все суета и томление духа» могут соперничать по пессимизму с кни­гой Иова («человек рождается на страдания»), тем не менее по­пытки избежать страданий, ниспосланных Богом, объявлялись те­оретиками христианства, в частности св. Августином, не просто слабостью, но и грехом (так как нарушается заповедь «не убий»), который лишает самоубийцу прощения и спасения в другой жиз­ни. Самоубийцам отказывалось в христианском погребении, они карались позорным захоронением на перекрестках дорог, вне кладбища, а в правовом плане — семья самоубийцы лишалась законного наследства. Люди же, совершившие неудачную попыт­ку суицида, подвергались заключению и каторжным работам как

за убийство.

Впрочем, массовые религиозные самоубийства предприни­мались в России, например, при многих государственных но­вовведениях и реформах; примером тому — многочисленные самоубийства как протест против политики, проводимой Пет­ром I.