ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не так давно самоубийство считалось болезнью ума (наряду с гомосексуализмом и фетишизмом), осуждалось в той же крайней степени, как и просто убийство человека. Теперь самоубийцам по­свящают передовицы, полные любви и понимания. Совсем недав­но не существовало социологии, чуть позже ее зачисляли в раз­ряд псевдонаук вместе с хиромантией и астрологией. Сегодня ис­терический интерес к социологии вроде поутих.

Последуем изречению: «Вместо того чтобы предаваться ме­тафизическим размышлениям по поводу социальных явлений, социолог должен взять объектом своих изысканий ясно очер­ченные группы фактов, на которые можно было бы, что называ­ется, указать пальцем, у которых можно было бы отметить на­чало и конец — и пусть он вступит на эту почву с полной реши­тельностью».

Подходы и понятия, помогающие рассмотреть эту проблему, различны. К основным можно отнести сопоставление статистичес­ких данных (% самоубийц среди населения, пол, возраст, соц. ста­тус и пр. самоубийц) — одно из основных орудий социолога, изу­чение исторических документов, трудов и др. Например, Дюркгейм сопоставлял данные по самоубийствам в нескольких европейских странах. В итоге стало очевидным, что:

1. Протестанты более склонны к суициду, нежели католики.

2. Одинокие люди чаще женатых добровольно расстаются с жиз­нью.

3. Количество самоубийств в процентах больше в странах с не­устойчивой экономикой и политическим устройством.

4. Репрессивные политические системы создают в стране суи­цидальную обстановку.-

Для выяснения истинных причин возникновения феномена самоубийства необходимо рассмотрение его в разных аспек­тах, а также с учетом различных условий, социального и асо­циального характера, сопутствующих суициду и затемняющих его действительную природу. Именно в результате анализа та­кого рода, в ходе рассуждения от противного: ни одно из усло-

вий нельзя считать истинной причиной самоубийства - дол­жен проступить сквозь толщу возможных интерпретации этого феномена собственно философский аспект исследования кор-

НеЙПрУиЦрИаДсасмотРении проблемы суицида в социально-фило­софском психотерапевтическом и религиозном аспектах, при­шли к выводу, что сознательный суицид преимущественно асо­циален (чем менее интегрирована личность, тем более под­ведена она суицидальным настроениям), глубоко эгоцентри-чен'статистика показывает значительное преобладание «эго­истического» самоубийства над «альтруистическим»), обуслов­лен оядом не только внешних условий, но и скрытых от посто­ронних таз внутренних индивидуальных причин. За дебрями всевозможной статистики часто упускается главное - личнос­тный неповторимый характер всякого сознательного сведения

'^ЗагадкГс^р0™ всегда будет волновать человечество: вряд ли возможно и однозначное мнение относительно самоубийства. На­верное и в самом гуманном обществе обстоятельства будут при­водить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую цен­ность каждой человеческой жизни, общество может помочь любо­му выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуть­ся верой в великое предназначение человека.

о££ смерть - это смерть, а тысячи смертей - это статисти­ка Конечно добровольный уход из жизни человека-его непов-оримая личная трагедия. Но когда уходят из жизни гениальные люди олицетворяющие эпоху, это трагедия и всего общества в целом Таким образом, «качественное наполнение, приведенных статистикой ужасных цифр делает их еще страшнее... Хотя сре­ди самоубийц много людей опустившихся, подверженных алкого­лю и наркомании, просто психически больных, но в первую оче­редь от нас уходят люди, с сохранившимся чувством ^сти^ дол­га собственного достоинства. Можно ли что-то сделать, чтобы как-то удержать человека у последней черты? Можно. Надо из­менить условия жизни людей. Перейти от бесконечных разгово­ров о равных возможностях для каждого к созданию реальных wo° JSГ эти возможности обеспечивающих. Добиться того, что­бы в своей стране, на своей улице, в своем доме человек чув-

СТТюГп;боЯсТ3оаГ^Ы:то их кто-то или что-то защитит. Само­убийство - свидетельство все возрастающей разобщенности лю­дей Когда связи человека с миром слабеют, один ищет компенса-Уш I> алкоголе, другой в наркотиках, а третий начинает думать,

что он больше не нужен этому миру, и уходит из него. Эта потеря невосполнима, ибо с каждым человеком исчезает безвозвратно целая Вселенная.