Сословия

Среди всех классов и сословий господствующее место, безус­ловно, принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дво­рян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феода­лов. Служилые люди оформились в XV!! веке в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право вла­деть землей и крестьянами. Они делились на чины думные (боя­ре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки), московские (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и городовые (дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые, дворяне и дети боярские городовые). По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Дво­рянство прзврэщалось в замкнутый класс — сословие.

Власти строго и последовательно стремились сохранить в ру­ках дворян их поместья и вотчины. Требования дворян и меры вла-

стей привели к тому, что к концу века свели разницу между помес­тьем и вотчиной к минимуму. В течение всего столетия правитель­ства, с одной стороны, раздавали феодалам огромные массивы земель; с другой — часть владений, более или менее значитель­ную, перевели из поместья в вотчину.

Большие земельные владения с крестьянами принадлежали ду­ховным феодалам. В XVM веке власти продолжали курс своих пред­шественников на ограничение церковного землевладения. «Уло­жение» 1649 г., например, запретило духовенству приобретать но­вые земли. Ограничивались привилегии церкви в делах суда и уп­равления.

В отличие от феодалов, особенно дворянства, положение крестьян и холопов в XVII веке существенно ухудшилось. Из ча­стновладельческих получше жилось крестьянам дворцовым, хуже всех — крестьянам светских феодалов, особенно мелких. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине («изделье»), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер «из-делья» — от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных, ко­личества у них земли. «Столовые запасы» — хлеб и мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы и ягоды — возили на дворы к вла­дельцам те же крестьяне. Плотников и каменщиков, кирпичников и других мастеров дворяне и бояре брали из своих сел и дере­вень. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, при­надлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т.п. Крепостные помимо работ и платежей в пользу фе­одалов несли повинности в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у дворцовых и черносошных. По­ложение зависимых от феодалов крестьян усугублялось и тем, что суд и расправа бояр и их приказчиков сопровождались не­прикрытыми насилиями, издевательствами, унижением челове­ческого достоинства. После 1649 г. широкие размеры принял сыск беглых крестьян. Тысячами их хватали и возвращали владель­цам.

Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в «батраки», на зара­ботки. Обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей.

У феодалов, особенно крупных, было много холопов, иногда по несколько сотен человек. Это приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и др. К концу века произошло слияние холопства с крестьянством.

Лучше жилось государственным, или черносошным, крестья­нам. Они зависели от феодального государства: в его пользу вно­сили налоги, несли разные повинности.

Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в об­щем количестве жителей России, они играли весьма существен ную роль в ее хозяйственной жизни. Ведущий центр ремесленно­го, промышленного производства, торговых операций — Москва. Здесь в 40-е годы работали мастера металлообработки (в 123 куз­ницах), мехового дела (примерно 100 мастеров), изготовления раз­личной еды (около 600 человек), кож и кожаных изделий, одежды и головных уборсз, много другого — всего, что нужно большому мно­голюдному городу.

В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развива­лось и в других городах России. Значительная часть ремесленни­ков работала на государство, казну. Часть ремесленников обслу­живала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входи­ли в посадские общины городов, несли различные повинности и платили налоги, совокупность которых называлась тяглом. Ремес­ленники из посадских тяглецов от работы по заказу потребителя зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, таким обра­зом, перерастало в товарное производство. Появилась и простая капиталистическая кооперация, применялся наемный труд. В на­емники к разбогатевшим кузнецам, котельникам, хлебникам и дру­гим шли бедные посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и гужевом.

Развитие ремесленного производства, его профессиональной, территориальной специализации вносит оживление в хозяйствен­ную жизнь городов, торговые связи между ними и их округами. Именно к XVII в. относится начало концентрации местных рынков, складывания на их основе всероссийского рынка. Гости и другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всех концах стра­ны и за ее рубежами. В годы Смуты и после нее они не раз ссужа­ли власти деньгами.

Богатые купцы, ремесленники, промышленники заправляли всем в посадских общинах. Перекладывали главную тяжесть сбо­ров и повинностей на посадскую бедноту — мелких ремесленни­ков и торговцев.

В городах издавна проживали на дворах и в слободах, принад­лежавших боярам, их крестьяне, холопы, ремесленники. Занима­лись они помимо обслуживания владельцев и торговлей. Причем в отличие от посадских тяглецов подати не платили и повинности в пользу государства не несли. Это освобождало принадлежав­ших боярам и монастырям людей, в данном случае ремесленни­ков и торговцев, от тягла.