Понятие личности — это совокупность таких психологических качеств индивида как:
1. отношение к чему-либо;
2. норма поведения, взглядов;
3. ценности.
В философии личность человека как таковая не рассматривается, ею надо стать.
В социологии личность — совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность — это автономная систем, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, ее самосознании.
Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой конфликт.
Социальные роли бывают институционализированными. институт брака, семьи, соц. роли матери, дочери, жены; и конвенциональными: принимаемыми по соглашению, хотя человек может и не принимать их.
Основные ролевые характеристики:
Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли:
1. Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности.
2. Способ получения: предписанные и завоеванные.
3. Масштаб: часть ролей строго ограничена, часть — размыта.
4. Формализация: деятельность в строго установленных рамках или произвольная.
5. Мотивация: личная прибыль, общественное благо и т.д.
Социальная роль состоит из:
1. Ролевого ожидания.
2. Исполнения этой роли.
Теория Ч.Кули — теория общественного зеркала. Суть теории: при сравнении себя с другими у человека появляется собственное мнение из оценок других людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Поступки, которые поощряются в человеке, могут получить дальнейшее развитие.
— Мы анализируем, как к нам относятся люди.
— Мы анализируем, как мы относимся к этой оценке.
— Мы анализируем, как мы реагируем на эту оценку.
При исследовании личности как «элемента» развития социальной системы она получает свою содержательную характеристику через «общественные функции» — роли, которые усваиваются ею в онтогенезе. Описывая ролевое социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи характеризуют личность именно как представителя той или иной группы, профессии, нации, класса, того или иного социального целого. В зависимости от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в те или иные отношения с группой, что значат для нее цели и задачи совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности. В связи с этим, для того чтобы выявить специфику проявлений личности в группе, ее вклада в жизнь группы, необходимо раскрыть природу того пласта и взаимоотношений личности и группы, найти те системные основания, которые определяют динамику и содержание поведения личности.
Для того чтобы проанализировать, как индивид вовлекается в общественные отношения, необходимо четко выделить различные планы исследования системных качеств личности. Так, например, исследование существующих у определенной социальной группы представлений о взаимоотоношениях между «руководителями вообще» и «подчиненными вообще» — это одна плоскость изучения личности в общественных отношениях; исследование «нормативно-ролевых» отношений между участниками совместной деятельности — другая плоскость; изучение отношение между людьми, при которых мотивы одного человека приобретают субъективную ценность, личностный смысл для другого человека, — еще одна плоскость анализа системных качеств личности в развитии общества. Для решения вопроса о
соотношении общественных и межличностных отношений представляется целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности в системах «роль-для-всех», «роль-для-группы», «роль-для-себя».
5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Человек— это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве осуществляющийся в системе общественных отношений процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования и развития.
Индивид(дословно) — неделимая дальше частица какого-то
целого.
Индивидуальность —уникальность, неповторимость человека
во всем богатстве его личных качеств и свойств.
Личность— это автономный человек, то есть человек, в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу.
Темперамент личности— энергетическая характеристика действия, темпа, скорости и интенсивности реагирования, регулярности действия.
Характер личности— волевой сектор, один из четырех секторов за счет взаимодействия которых происходит развитие личности Характер — фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные мотивы личности.
Индивидуальность личности— совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.
Продуктивные проявления личности —процессы активности личности, в которых личности приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями.
Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.
Жизненный путь личности — путь становления ее индивидуальности.
Социальная роль — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.
Социальный характер — выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в ее социстипическом поведении, т.е. в том поведении, в котором личность слита с социальной общностью.
Социализация — процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества (становление личности).