ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ

Основным вопросом для каждого человека всегда был и оста­ется вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя оконча­тельный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание.

Современный человек окружен большим количеством разно­образных вер и идеологий, но все они могут быть объединены дву­мя основными мировоззрениями: религией и атеизмом. Третье, ча­сто называемое агностицизмом, по существу не может претендо­вать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрица­ет за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, душа, бессмертие личности, природа доб­ра и зла, истина и др.

Религию и атеизм целесообразно рассматривать как теории бытия (или небытия) Бога, в которых применяются соответствую­щие научные и иные критерии: наличие подтверждающих факто­ров и возможности экспериментальной проверки основных поло­жений теории. Система, не отвечающая этим критериям, может рассматриваться только как гипотеза.

В таком научном контексте религия и атеизм предстают в сле­дующем виде. Религия предлагает огромное количество таких фактов, которые свидетельствуют о существовании мира сверхъ­естественного, нематериального, Высшего Разума (Бога), души и др. Одновременно религия предлагает и конкретный практичес­кий путь познания этих духовных реальностей, то есть проверку истинности своих утверждений.

Атеизм же не располагает фактами, подтверждающими небы­тие Бога и мира духовного. При бесконечности познания мира не­бытие Бога никогда нельзя будет доказать хотя бы в силу того, что все человеческие познания в любой момент времени являются лишь островком в океане непознанного. Поэтому даже если бы Бога не было, это оставалась бы вечной тайной для человечества.

Не менее важно для атеизма ответить на вопрос: что конкрет­но должен сделать человек, чтобы убедится в небытии Бога? В атеистической теории этот вопрос остается без убедительного от­вета. Для верующего ответ очевиден: необходимо лично встать на религиозный путь и тогда только можно будет получить соот­ветствующее знание.

Таким образом, и религия и атеизм вместе в парадоксальном единстве призывают каждого ищущего истины человека к изуче­нию и опытной проверке того, что называется религией.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего вре­мени подавляющую часть населения земного шара, оказывается тем не менее областью недоступной и по меньшей мере непонят­ной для очень многих людей.

Религия может быть рассмотрена с двух сторон: с внешней, то есть как она представляется постороннему наблюдателю, и с внут­ренней, которая открывается верующему и живущему в соответ­ствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны религия есть мировоззрение, определяемое системой конкретных положений, без которых (или хотя бы без од­ного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство, ок­культизм, сатанизм и т.д. Все эти псевдорелигиозные явления, хотя и содержат в себе отдельные элементы религии, в действительности представляют собой лишь продукт ее распада, деградации, извраще­ния. К общеобязательным же истинам, например, христианской ре­лигии, относят исповедание личного, духовного, совершенного над-мирного Начала — Бога, являющегося источником (причиной) бы­тия всего существующего, в том числе и человека.

Бог есть то изначальное Бытие и одновременно Сознание, бла­годаря которым существует любое материальное и духовное бы­тие и сознание во всем многообразии их форм, познанных и не познанных человеком. Бог есть реально существующий, неизмен­ный личностный Идеал добра, истины и правды и конечная цель духовных устремлений человека. Этим религия принципиально отличается от других мировоззрений, для которых высший идеал реально не существует и является не более как теоретической моделью, продуктом разума, его надежд и мечтаний.

Другим важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиозного учения составляет фактически самое его существо. От нее и сама рели­гия получила свое название, ибо латинское слово «религаре», от которого происходит слово «религия», означает «связывать», «со­единять». Это соединение человека с Богом осуществляется че­рез веру, под которой подразумевается не только убежденность в существовании Бога, вечности и т.д., но и особый характер всего строя жизни верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии. Религия есть то, что дает человеку при соблюде­нии правил духовной жизни возможность единения с источником жизни, истины и блага — Богом.

Указанный элемент неотделим в религии от ее учения о том, что человек принципиально отличается от всех других живых су-

ществ что он есть существо не просто биологическое, а в первую очередь духовное и обладает не только телом, но и, это главное, бессмертной душой, носительницей личности, ее ума, сердца, воли. Отсюда во всех религиях всегда содержится более или менее раз­витое учение о загробном, посмертном существовании человека. В христианском Откровении находим учение о всеобщем воскре­сении и вечной жизни, благодаря которым земная человеческая жизнь и деятельность приобретают новый смысл. Именно в реше­нии вопроса о душе и вечности с наибольшей очевидностью обна­руживается в каждом человеке его духовная ориентация: избрать ли веру в вечную жизнь с вытекающей отсюда полнотой правды и нравственной ответственности за все свои деяния, или остановить­ся на вере в окончательный и абсолютный закон смерти, перед которой одинаково бессмысленны не только все идеалы и все про­тивоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, но и сама жизнь.

Есть еще целый ряд элементов, характеризующих религию (уче­ние о духовном мире, культе, аскезе и др.), все они органически и логически связаны с указанными основными. Также важно отме­тить что любое учение, не содержащее основных истин, не явля-ется'религиозным, хотя и имеет в себе те или иные элементы культа или мистицизма. Классический пример — иудейское учение сад­дукеев которые отрицают душу и вечность при полном соблюде­нии культа ветхозаветной религии. Другой пример — сатанизм, ко­торый не отрицает бытия Бога и мира мистического, но который проповедует ненависть ко всякому добру, правде, красоте, исти­не, исполнен непримиримой вражды к Богу. Очевидно, что ни то ни другое учение религией не являются.

Немаловажно отметить, что религия — это не средство особой терапии человека от заболеваний физических, нервных, психичес­ких и т д Ее цель одна — исцелить его от нравственных и духов­ных недугов (страстей), которые являются причинами всех бед че­ловеческих.

О внутренней стороне религии непричастный к ней человек может сказать весьма немногое в силу того, что это была бы по­пытка описать невыразимое в его духовном опыте. Если с внеш­ней стороны каждая религия предстает как система догматов, нрав­ственных требований и определенных священнодействий (куль­та) то изнутри для действительно, а не номинально верующего она открывает духовный мир и Бога, и всю ту бесконечно многооб­разную гамму переживаний, о которых другому человеку (хотя бы прекрасно знающему внешнюю сторону религии) просто ничего не известно и которому передать это невозможно.