ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МЕТОДА ПОЗНАНИЯ РЕЛИГИИ, СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Философский анализ религии складывается в европейской куль­туре. С XVII — XVIM веков является господствующим вплоть до середины XIX века. С середины XIX века наряду с теологическим и философским начинает формироваться научный подход. Разли­чие между научным и философским подходом в исследовании религии заключается в предметной сфере и исследования. Пред­метной сферой философии является исследование действительно­сти под углом зрения на решение мировоззренческих проблем. По­этому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов наиболее существенным явля­ется то, как решается в религии проблема устройства бытия, что первично: духовное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога. Тот или иной ответ на этот вопрос служит основанием для реше­ния конкретных жизненных вопросов. Наука изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жизни: каким путем формируется рели­гия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведения они формируют у людей, как действуют те или иные религиозные организации, каковы функ­ции религии в обществе и т.д.

Различие между философией и наукой проявляется не толь­ко в предметной сфере, но также и в методах исследования ре­лигии. Философия не проводит эмпирического исследования действительности. Она в большей мере решает свои проблемы умозрительно, руководствуясь определенными установками, ко­торые развиваются на основе цепи логических размышлений. Наука же в своих исследованиях религии опирается на эмпири­ческий материал, фактические данные, полученные на основе не­посредственных исследований, мировоззренческих представ­лений тех или иных народов, их верований, обычаев, организа­ции жизни и т.д.

В научном религиоведении с самого начала его формирова­ния широко применяется исторический метод, предполагающий изучение религиозных систем в процессе их возникновения, ста­новления и развития, а также учет взаимодействия в этом про­цессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоятельств. Исторический метод может быть реа­лизован в виде генетического подхода, когда исследователь вы-

водит все последующие стадии из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание всех проме­жуточных стадий в цепи эволюции религии. Активно использует­ся в религиоведении и сравнительно-историческое исследование. В ходе этого исследования осуществляется сопоставление раз­личных этапов развития одной и той же религии в различные мо­менты времени, разных религий, существующих одновременно, но находящихся на разных этапах развития, проводится реконст­рукция тенденций развития.

Большое влияние на формирование научного религиоведения оказало использование методов антропологии и этнографии Э.Тей­лором, Дж.Фрезером, Б.Малиновским, Л.Леви-Брюлем и др. Этот метод активно используют также социологи Э.Дюркгейм и М.Ве-бер, психоаналитики З.Фрейд и К.Юнг и др.

Социология религии является составной частью науки об обще­стве _ социологии. Социология как самостоятельная наука формируется начиная с середины XIX века в течение длительного времени. Социологическое знание накапливалось в недрах фило­софии. Вычленение социологии из недр философии связано имен­но с тем, что «отцы-основатели» социологии О.Конт, М.Вебер, Э. Дюркгейм поставили перед собой задачу решения общественных проблем, в том числе и проблему религии, на основе использова­ния научных методов познания действительности. Основатель со­циологии французский мыслитель О.Конт (1798—1857), решая воп­рос о том, что лежит в основе социального порядка, неизбежно столкнулся с проблемой роли религии в обществе. Отвечая на воп­рос, О.Конт сформулировал закон о трех последовательных ста­диях развития человечества: теологической, метафизической и научной. Согласно О.Конту, на первой, теологической стадии, че­ловек объясняет все явления на основе религиозных представле­ний, оперирует понятием сверхъестественного. Вера в богов или единого Бога обусловливает стабильность общественной систе­мы. Этой стадии соответствует длительный период истории, вер­шиной которого является Средневековье.

На второй, метафизической стадии, человек пробует отказать­ся от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей и причин. Ярким примером такого периода является эпоха Просвещения. Задача этой стадии _ критическая. Разрушая религиозные представления, она подго­тавливает приход третьей стадии — позитивной, или научной. Конт считал неизбежным конфликт между религией и позитивным зна­нием _ наукой и предсказывал в недалеком будущем победу на­уки над религией. Наука, по мнению Конта, призвана заменить ре-

лигию не только с точки зрения формирования нового мировоз­зрения, но прежде всего в качестве связующей силы, призванной объединить людей и социальные институты, стать основой ста­бильного порядка. Установить солидарность и согласие между людьми, считал Конт, призвана новая синтетическая наука — со­циология.

Рассмотрение проблем религии О.Контом осуществляется в кон­тексте решения им общих социологических проблем. Непосредст­венно научным исследованием религии с социологических позиций занимались немецкий мыслитель М.Вебер (1864—1920) и француз­ский мыслитель Э.Дюркгейм (1858—1917). Именно они являются основоположниками социологии религии как относительно само­стоятельной отрасли знания в рамках религиоведения.

М.Вебер рассматривал социологию как науку о социальном поведении. Поведение, по Веберу, становится социальным, если оно имеет смысл, субъективно, осмысленно соотносится с пове­дением других людей, ориентировано на ожидание определенно­го их поведения, в соответствии с этим сопровождается субъек­тивной оценкой шанса на успех тех или иных своих действий.

В соответствии с этой общей концепцией предмета социоло­гии М.Вебер формулирует специфику социологического подхода к исследованию религии. С точки зрения М.Вебера, социолог, в от­личие от теолога и философа, не должен касаться вопросов об источнике религии, так же как и не должен устанавливать некую метафизическую «сущность» религии. Социолога интересует не сущность религии, а условия ее существования. Иначе говоря, для социолога религии интересна лишь как особый тип мотивации со­циального поведения людей. Таким образом, социология, по Ве­беру, должна ограничиваться изучением мотивирующего воздей­ствия религиозных идей и представлений, выявлением их влия­ния на общественную жизнь, не касаясь вопроса об их истинности или ложности, источников их происхождения.

Такая оценка предмета социологии религии вытекает из вебе-ровской трактовки социальной функции религии. М.Вебер рассматривал религию как социокультурный институт, который сов­мещает в себе черты культурной системы, то есть определяет сфе­ру значений, символов и ценностей индивида и общества, и вмес­те с тем функционирует в качестве самостоятельного социально­го института.

М.Вебер представляет религию как первичную основу ценнос­тей и в этом качестве она является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значе­ния и цели. Именно на основе религиозных установок все проис-

ходящие в жизни человека события квалифицируются им как ра­зумные, рациональные или бессмысленные. Религиозное истол­кование мира является средством ориентации в нем и регуляции поведения. Религия рисует определенную картину мира и в то же время задает систему ценностей и норм, в соответствии с которы­ми одни действия запрещаются, а другие разрешаются. Тем са­мым она создает моральные нормы поведения человека.

Особое внимание М.Вебер уделяет выявлению влияния религиозного фактора на действенное отношение индивида к ок­ружающей действительности. Одни религии стимулируют уход от мира, созерцательно-мистическое к нему отношение (например, буддизм), другие нацеливают на его завоевание и преобразова­ние (например, христианство в его протестантской разновиднос­ти). М.Вебер настаивает на религиозной обусловленности не про­сто повседневного поведения верующих индивидов, но и их «хо­зяйственного» (экономического) поведения. Одной из важнейших заслуг М.Вебера в области социологии является обоснование им влияния Реформации на становлении и развитие капиталистичес­ких общественных отношений. Протестантская этика, по мнению М.Вебера, заложена в основы «духа капитализма».

В своих работах М.Вебер доказывал не только влияние религи­озного фактора на становление тех или иных социальных отноше­ний, но и влияние социального фактора на формирование того или иного типа религии. В «Хозяйственной этике мировых религий» он пишет: для каждой данной религии можно выделить те слои, жиз­ненное поведение которых было определяющим практическую эти­ку соответствующей религии. Например, в конфуцианстве — это бюрократия, в индуизме — овладевание ведической образован­ностью брэхмы, в буддизме — монашество, в христианстве — го­родские ремесленники и т.д. Отвергая обвинения в упрощенном социологизме, М.Вебер разъясняет: мысль автора не сводится к тому, что своеобразие религии является простой функцией соци­ального положения того слоя, который выступает в качестве ее характерного носителя, как бы его «идеологией» или отражением его материальных и духовных интересов. Напротив, как ни глубо­ко в отдельных случаях экономическое и политическое воздействие на религиозную этику, ее основные черты восходят к религиозным источникам и прежде всего к содержанию благовествования и обе­тования. Религия как социальный институт исследуется М.Вебе-ром в контексте изучения различных типов религиозных организа­ций.

Принципиально иной подход к задачам исследования религии демонстрирует французский социолог Э.Дюркгейм. Специфика

исследования религии в системе Э.Дюркгейма вытекает из общих принципов получения социологического знания. По мнению Э.Дюрк­гейма, социология основывается на познании социальных фак­торов. Источник социальных факторов находится не в мышлении и поведении отдельных индивидов, а в обществе. Для того чтобы возник социальный фактор, указывал Э.Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере несколько индивидов объединили свои дей­ствия и эта комбинация породила новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как образуется на основе взаимодействия множества сознаний), то это имеет своим непременным следствием установление и зак­репление для индивидуального сознания каких-либо образцов по­ведения, ценностей, норм и т.д., которые существуют для данных индивидов объективно. Религия, как и все другие общественные институты, представляет собой «социальный фактор» и к ее ана­лизу применимы та же методология и те критерии оценки, как и ко всяким другим социальным факторам.

Э.Дюркгейм рассматривает религию как созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом как ответ на отдельные условия его существования с целью удов­летворения определенных социальных потребности. Источником религии, согласно Дюркгейму, является сам социальный способ существования людей. В религии общество обожествляет само себя. Смысл и предназначение религии состоит прежде всего в том, чтобы культивировать социальное чувство, обеспечивать влияние коллектива на индивида. Таким образом, для Э.Дюрк­гейма религиозными являются все коллективные представления и верования, если они носят обязательный для всех членов об­щества характер и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его последнему.

Э.Дюркгейм считает, что религия связана с функционировани­ем в социальном взаимодействии священных объектов. Это при­дает коллективным верованиям и представлениям обязательный характер, позволяет определенным образом воздействовать на ин­дивидов и общество. Различие в социальной жизни двух различных областей — мирской и священной — является, по Дюркгейму, глав­ным признаком религии. Мирская область — это сфера повсед­невной жизни, с частными интересами и обычными занятиями. Свя­щенное — это отдельная область, которая состоит из особых пред­метов, верований и обрядов. Священное наделено особым мораль­ным авторитетом и властью. Оно — предмет почитания и поклоне­ния, источник запрета и принуждения.

В религиозных системах представления о священном облека­ются в мифологическую форму и выливаются в культовые дей­ствия. Э.Дюркгейм в религии придавал решающее значение не ве­рованиям и догматическим формулам, а ритуалам и обрядам, то есть культовым действиям. По его мнению, сущность культовых действий состоит в том, что через них социальная общность от­крывает себе дорогу к священным объектам и затем обеспечива­ет возвращение в обычный мир.

Культовые действия всегда совершаются коллективно. И при­нимая во внимание этот факт, Э.Дюркгейм предлагает такое ис­толкование религиозного феномена: священное — это почитание в качестве святого главной социальной ценности данного обще­ства — самого этого сообщества. А совершение культового дей­ствия — это акт, через который данная социальная общность каж­дый раз утверждает себя в качестве данной общности, иначе гово­ря осознает самотождественность. В соответствии с таким подхо­дом Э.Дюркгейм дает следующее определение религии: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, то есть к вещам особым, зап­ретным, это система таких верований и обрядов, которые объеди­няют в единую моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды».

Э.Дюркгейм дает расширенную трактовку религии, по сути дела, отождествляя социальное и религиозное. «Священные объекты» он трактует как символы общественного единства. У австралий­ских туземцев в качестве такого символа выступает тотем — жи­вотное или растение, которое рассматривается той или иной соци­альной общностью как общий предок — покровитель и связь с ко­торым отличает данную общность от другой. Для христиан таким символом выступает Иисус Христос. В современном обществе появились новые мифы и символы, связанные с научным объяс­нением мира.

Исходя из этой предпосылки, Э.Дюркгейм выдвигает требова­ние конкретно-исторического подхода к оценке ее роли и влияния: «Вначале — пишет он, — все, что социально, религиозно — оба символа синонимы. Потом мало-помалу функции политические, экономические и научные освобождаются от религиозных и полу­чают все более ярко выраженный светский характер». Таким об­разом, Э.Дюркгейм признает наличие непрерывного процесса ос­вобождения всех сфер общественной жизни от влияния религии. Однако развитие этого процесса не означает конца религиознос­ти. Религия, по его мнению, будет существовать вечно. Не может существовать общество, которое не испытало бы потребности ре-

гулярно оживлять и подкреплять коллективные чувства и идеи, ут­верждающие его единство и индивидуальность. Э.Дюркгейм ве­рил в то, что в результате данного процесса на смену религии су­ществ и богов продет «религия человечности».