ИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДОСЬЕ

Российской Нации нужен передовой отряд, нужна Партия На­ции — Всероссийская Национальная партия, Партия Националь­ной Революции — сегодня, Партия Национального строительства — завтра. Такой Всероссийской Национальной Партией призвана стать со временем наша Всероссийская фашистская партия, пото­му что под ее знаменами собрались сильные, самостоятельные русские люди, потому что эта Партия явственно слышит родной голос Нации и в программе своей формулирует Национальную волю, потому что современная жизнь требует именно фашистских форм оформления Нации, — фашистские формы обеспечат побе-

ду над коммунизмом, фашисты дадут наилучшую организацию на­циональных сил в корпоративную систему национально-трудово­го государства, фашистские формы гарантируют от еврейской и масонской опасности... Выражая общерусские цели, Всероссийс­кая фашистская партия только с максимальной отчетливостью фор­мирует пути и способы борьбы — план свержения коммунизма и план возрождения России...

К.В. Родзаевский

«С момента начала проведения фашистской трехлетки, — пи­сал один из теоретиков русского фашизма Г.В. Тараданов, — Все­российская фашистская партия становится партией национал-ре­волюционной, главнейшей своей целью ставящая работу на рево­люционную борьбу с коммунизмом. Работа в эмиграции должна свестись, главным образом, к подготовке национал-революцион­ных кадров». Здесь не случайно подчеркивается факт принадлеж­ности российского фашизма к «национал-революционному» на­правлению российской послереволюционной эмиграции. И далее: «ВФП будет приветствовать всякое вторжение в СССР иностран­ных войск, коль скоро это вторжение будет иметь действительно целью ниспровержение коммунистической власти и не преследу­ет никаких захватнических целей». Расчет на «внешнюю войну» основывался прежде всего на уверенности, что она ускорит нисп­ровержение коммунистической власти, заставит события пойти более быстрым темпом: «...Приблизит нас к национальной рево­люции — сократит нашу фашистскую трехлетку». Что же касается слов «не преследует захватнических целей», трудно судить, что это — наивность или демагогия.

Русская фашистская организация в 1927—1931 годах продол­жала разработку идеологии русского фашизма. В этот период были изданы: «Основные положения Русского Фашистского Движения», «Тезисы Русского Фашистского Движения».

После войны, находясь в московской тюрьме, К. Родзаезский пишет в своих показаниях: «...Идеология Русского фашизма раз­рабатывалась Покровским и Румянцевым, потом мною, в убежде­нии, что каждой эпохе свойственна своя международная ведущая идея, что такими идеями в прошлом последовательно были либе­рализм, демократия, социализм, что на смену им грядет «эра фа­шизма» и что «каждый народ должен создать свой фашизм, соче­тающий общемировые формы с историческими традициями дан­ного народа». Эти исторические традиции мы усмотрели в идеале «Святой Руси»: государства, основанного на православной вере и социальной справедливости».

10. Зак. 521

В начале 1930-х годов положение эмигрантов сильно осложни­лось. Основные причины тому были политические. Так, принятие СССР в Лигу Наций (1934) дало ему возможность саботировать меры помощи эмиграции и больше влиять на положение в других странах, которые к тому времени почти все установили диплома­тические отношения с большевиками. В результате, после призна­ния СССР Болгарией и Чехословакией (1934), «издававшаяся в Софии эмигрантская газета вынуждена была эвакуироваться в Белград. В Праге... стали запрещаться собрания эмигрантов, преж­де не встречавшие никаких препятствий. В Париже, после уста­новления франко-советской дружбы, редактору русской газеты категорически было предложено умерить нападки на Москву», — пишет И.В. Гессен.

С другой стороны, вторая половина 1930-х годов — это период окончательного краха «версальской» раскладки сил в Европе: во­сточноевропейские страны (Малая Антанта) и лимитрофы посте­пенно были перетянуты крепнувшей Германией в свою сферу вли­яния, Лига Наций стремительно теряла авторитет. В значитель­ной мере это было следствием становления новых сил (фашиз­ма). Стоит уточнить, что в ту эпоху слово «фашизм», еще не ском­прометированное последующими военными событиями и расист­ским гитлеровским режимом, привлекало внимание самых широ­ких ученых кругов Европы (в области социально экономических ре­форм), в том числе внимания католической Церкви (что нашло свое отражение в папских энцикликах). В большой статье «Фашизм и освобождение России», опубликованной в газете «НТС», говорит­ся: «Слово «фашизм» пользуется у нас большой популярностью. Хотя фашизм в своей социальной и политической сущности еще не определился, но только определяется, многие возлагают на него надежды в деле спасения России.

Сила идей несомненна. Они часто являются первопричиной действий. И многим фашистские идеи кажутся именно теми идея­ми, которым суждено уничтожить коммунизм».

Двумя основными разветвлениями пропаганды ВФП были: про­паганда в СССР и в эмиграции. Они, в свою очередь, распадались на ряд конкретных направлений. В документах русских фашистов определялись и формы пропаганды: устная и письменная агита­ция, диспуты, «радиоагитзция», «непосредственная агитация»: ношение значков, формы; праздники, шествия, демонстрации, «фа­шистские уголки», агитационные экскурсии, «агитационные игры»; художественная агитация: фотографии, плакаты, карикатуры, «фаш. стихотворения, фаш. рассказы, фаш. пьесы, живые карти­ны, живые газеты, киноагитация» и т.д.

Были определены «объекты» пропаганды: «враги», «нейтраль­ные», «сочувствующие» и «фашисты», и в отношении каждого из них ставились свои задачи. Так, задачей пропаганды среди «вра­гов» являлось: «Разделить-поссорить — создать неправильное представление о работе организации. — Вселить страх и мысль о поражении. — Вселить уважение. — Сделать нейтральными. — Заставить сложить оружие без боя». «Нейтральных» предполага­лось сделать «сочувствующими», у «сочувствующих» — «вызвать решение встать в ряды организации». Задачи пропаганды в отно­шении фашистов: «Создавать чувства единства, спайки. — Сгла­живать противоречия. — Создавать правильное представление о работе организации. — Вселить бодрое настроение и уверенность в победе».

Свои идеи РФП распространяла через центральный орган «Наш путь», ежемесячный журнал «Нация» и журнал «Фашист».

В то же время были созданы «Идеологический Совет» и «Ко­миссия по изучению СССР», некоторое время готовившая ежеме­сячные сводки о положении в СССР для журнала «Нация». В 1933 году в Харбине открылся Русский клуб — центральный штаб фа­шистов. Здесь же работал игорный притон, вносивший приличные суммы в кассу партии.

Также на территорию СССР засылались группы, снабженные листовками и фашистской литературой. К этому пытались также привлечь капитанов пароходов. Фашистская литература заклады­валась в бутылки, которые при выходе парохода на границу сбра­сывались в воду в расчете на то, что часть из них попадет на тер­риторию СССР.

В 1936 году совместно с японской военной миссией в СССР засылается «1-й фашистский отряд спасения Родины». Плохо снаб­женный оружием и боеприпасами, он вскоре был настигнут частя­ми НКВД и уничтожен.

4-й съезд (июнь 1939 года) Всероссийской фашистской партии постановил считать «трехлетку» частично осуществившейся, «так как в СССР введен культ родины и колхозники получили приуса­дебные участки».

Новый генеральный план фашисты формулировали как «наци­ональный антикоминтерновский сговор».

Как писал К.В. Родзаевский: «Антикоминтерновский сговор дол­жен был заключаться в сговоре со всеми иностранными фашист­скими движениями, для построения против Коминтерна — Антико­минтерна всех иностранных фашистских организации, а также в поисках таких элементов в Германии и Японии, которые стояли бы на точке зрения войны не за отторжение территорий, а идеологи-

10*

ческой — уничтожение коммунизма для создания дружественной России...»

Подготовка кадров первых русских фашистов в период суще­ствования РФО осуществлялась через «Политические курсы РФО» — еженедельные лекции и собеседования, проводимые Покровс­ким и Румянцевым. В то же время начались первые доклады о фашизме для всех желающих в помещении Студенческого обще­ства. Впоследствии существовала довольно четкая ступенчатая система политического образования: начальная — «Элементар­ные курсы фашизма», средняя — «Районные школы фашизма» и высшая — «Фашистская академия имени П.А. Столыпина».

Такие идеологические методы дополнялись и практическими. Фашисты срывали проводимые советской колонией в Харбине тор­жественные собрания по случаю революционных праздников, де­монстрации советских фильмов, для чего отключали свет, подбра­сывали сосуды с сероводородом, чихательные порошки...

Желающие вступить в ряды РФП писали заявление о том, что «разделяют вполне идеологию и тактику Русской фашистской партии». Сначала их определяли в сочувствующие, затем — в кан­дидаты и через какой-то срок — в действительные члены. Суще­ствовали первичные (2-5 человек) организации — фашистские ячейки, более крупные — «очаги» и организации в одной или не­скольких странах — «отделы».

Отделы партии были в США, Уругвае, Литве, Румынии, Сирии, Японии, Канаде, Чили, Новой Зеландии, Филиппинах, Индокитае, Марокко, Греции, Бельгии, Германии, Голландии, Испании.

Для вступления в организацию заполнялись анкета и опрос­ный лист, на каждого члена велось личное дело, на каждую орга­низацию — также. В феврале — марте 1934 года были учреждены сопартийные органы: «Российское Женское Фашистское движе­ние», «Союз юных фашистов — Авангард», «Союз юных фашис-ток-Авангардисток» и «Союз Юных Фашистских Крошек».

«Непосредственной пропаганде» отводилась важная роль.

В начале 1934 года ЦК РФП принял постановление о форме, значке, партийном гимне. Формой организации была принята чер­ная рубашка, черные галифе и сапоги, портупея через плечо; знач­ком — сочетание свастики с двуглавым орлом царской России; при­ветствием — поднятие вверх правой руки с возгласом «Слава Рос­сии!». «Фашистки» носили белые блузки с галстуками в виде банта.

Каждая организация имела свои знамена с эмблемами, в цент­ральной части которых была, конечно же, свастика. Так пышно, нарядно проходили демонстрации фашистов. Эти шествия дей­ствовали на массы и привлекали новых членов. За 1934 год чис-

ленность организации в Харбине достигла 2000 человек, по всей Маньчжурии — 6000 человек, с заграничными организациями — 15 000, к 1937 году общая численность достигла 20 000 членов. Всего за годы существование партии через нее прошло около 30 тыс. человек.