Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый-социолог XX века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода - русский (с начала 10-х по 1922 г.) и американский К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским» социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.
Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми, крестьянка. Питиримом его назвали в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. В детстве работал с отцом и старшим братом, реставруя церкви и выполняя крестьянскую работу. Самостоятельно постиг грамоту Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской двухклассной школе. По окончании ее поступил в Хре-новскую церковно-учительскую школу. Зимой учился, а летом
работал по хозяйству, помогая своей тетке, крестьянке, из деревни Римье Ярсенского уезда. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905 г. Впоследствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели...представители разных политических течений — эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях....Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширило и углубило мой кругозор».
В 1906 г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца работал пропагандистом в Поволжье. В 1907 г. «зайцем» приехал в Петроград. В 1909 г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910 г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910 г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент стал лектором.
За все это время Сорокин не оставлял революционной работы среди студенчества, рабочих и крестьян. В 1911 г. он вынужден был под угрозой бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г. все же был арестован. За все это время Сорокиным был издан ряд научных работ, из которых многие, в частности книга «Преступление и кара, подвиг и награда», обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки. В 1917 г. им была написана целая серия политических очерков, среди них такие, как «Анатомия национальностей и единство государства», «Формы правления», «Проблемы социального равенства», «Основы будущего мира» и др.
В 1914 г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Сдав экзамены в конце 1915 г., он с начала 1917 г. становится «приват-доцентом». Защита магистерской диссертации была назначена на март 1917 г., но ее пришлось отложить в связи с Февральской революцией. Сорокин оказался в водовороте политических событий в стране. 1918 г. — самый бурный год в жизни П. Сорокина. После
ареста в январе 1918 г. он провел около трех месяцев в Петропавловской крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После освобождения прибыл в Москву, а затем как член Учредительного собрания и Союза возрождения России в конце мая отправился с антибольшевистской миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась успехом, и он вынужден был два месяца скрываться в северодвинских лесах. Здесь, вдали от цивилизации, он много размышлял о политике, революции и самом себе и избавился от многих «соблазнительных иллюзий». Именно тогда, вероятно, им было написано его «отречение» — открытое письмо, в котором он признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии эсеров.
После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на допрос и ознакомили со статьей Ленина «Ценные признания Питирима Сорокина». По личному распоряжению Ленина, Сорокин был доставлен в тюрьму Московской ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце 1920 г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922 г. опубликована работа Сорокина «Система социологии», которая была представлена на публичный диспут в качестве докторской диссертации.
В «Системе социологии» П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные ее направления и основные задачи каждого из них.
«Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности... Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
1) его строения и состава;
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности;
3) происхождения и развития общества и общественной жизни — таковы основные задачи изучения социологии».
П.А. Сорокин писал: «Наша потребность в социологических познаниях огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество... Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация про-
должают быть спутниками человеческого общества. Только тогда когда мы хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными бедствиями Только знание здесь может указать...как нужно устроить совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой практической точки зрения социология приобретает громадное значение».
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:
1 Социальную аналитику, изучающую строение как простейшего социального явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной комбинацией простейших социальных
явлений.
2. Социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется.
3 Социальную генетику. «Задача генетической социологии — дать основные исторические тенденции в развитии общественной
жизни людей».
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного и включает, по Сорокину социальную политику. «Задачи практической социологии ясны из самого названия, — писал Сорокин. — Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям».
В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп являются:
1) взаимодействие двух, одного и многих...;
2) взаимодействие сходных и несходных лиц;
3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.
«Все человеческое население распадается на ряд более тесных групп, образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной группы с другой. Какую бы социальную группу мы ни взяли — будет ли ею семья или класс, или государство, или религиозная секта, или партия — все это представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих людей с обществом. Все бесконечное море человеческого общения составляется из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных и волевых».
«Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на очерченные процессы взаимодействия... Группа взаимодействующих людей представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство... Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород, взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простей суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы... Всякую группу людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным единством, или, короче, коллективом».
Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:
1. Космические или физико-химические.
2. Биологические.
3. Социально-психические.
Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. «Общественная жизнь представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и исчезающих коллективных единств: «Коллективное единство перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью или всеми его членами... Прекращение коллективного единства ведет к исчезновению его организации. Но падение одной организации и заа/гека ее другой вовсе еще не означают исчезновения и распада коллективного единства, а означают только, что форма, порядок и организация последнего изменились!»
Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населе-
ния. Он подчеркивает, что «население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом... Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения:
а) по семейной принадлежности;
б) по государственной;
в) по расовой; д) по профессиональной; е) по имущественной; ж) по религиозной; з) по объемно-правовой; и) по партийной.
Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:
а) типичные и не типичные для данного населения. Из типичных важны класс и национальность;
б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные...
Судьба любого населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких-либо одних групп, а взаимоотношениями всех указанных простых и сложных социальных коллективов». Для объяснения исторических процессов «приходится учитывать взаимоотношения и поведение всех этих групп».
Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов: «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:
1) космических (физико-химических) сил;
2) биологических сил;
3) социально-психических сил.
К разряду космических сил П.А. Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.
К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие:
1. Потребность питания.
2. Потребность половая.
3. Потребность индивидуальной самозащиты.
4. Потребность групповой самозащиты.
5. Бессознательное подражание.
6. Потребность движения.
7. Другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.). Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит:
1. Идеи.
2. Чувства-эмоции.
3. Волнения людей. К сложным:
1. Материальная культура, окружающая человека.
2. Духовная атмосфера социальной среды.
3. Общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.
В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь: «Человек, как и все явления мира, не изъят из-под действия законов необходимости, что «абсолютной свободы воли» нет... Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы... Зависимость нашего поведения от социально-психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как «свобода воли» и поведения!.. Рост влияния социально-психических факторов на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему «я». Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий «свободной воли». Единственный смысл, который может иметь «свободная воля», означает объективно уменьшение зависимости нашего поведения от условий космических и биологических и рост нашей зависимости от условий социально-психических, — зависимости, субъективно переживаемой нами как свобода, как отсутствие стеснения... С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша «свобода». Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие «свободы воли»... Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж— небольшой, фигура — неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда...— это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую
индивидуальность».
22 апреля 1922 г. на диспуте тайным голосованием ученый совет признал Сорокина заслуживающим степени доктора социоло-
гии. Он стал первым в истории русской науки доктором социологии. К моменту защиты П. Сорокиным было опубликовано уже 126 работ. Многие из них были направлены против советской власти и марксистской теории. Ленин резко критиковал статью П. Сорокина «Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию», напечатанную в 1922 г. в первом номере журнала «Экономист». В частности, в этой статье Сорокиным был дан статистический материал о развитии семейно-брачных отношений и разводах. Ленин писал, что Сорокин «искажает правду в угоду реакции и буржуазии».
В письме к Дзержинскому от 19 мая 1922 г. Ленин высказался по поводу журнала «Экономист»: «Это, по-моему, явный центр белогвардейцев. В №3 напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все — законнейшие кандидаты на высылку за границу». Среди 53 человек, привлеченных к сотрудничеству в «Экономисте», был и П.А. Сорокин.
В феврале 1922 г. П. Сорокин выступил на торжественном собрании в честь 103-й годовщины Петербургского университета. Обращаясь к молодежи, он заявил, что «вера отцов» оказалась «банкротством»: «Их опыт в форме традиционного мировоззрения интеллигенции оказался недостаточным, иначе трагедии не было бы. От берега этого мировоззрения волей-неволей вам приходится оттолкнуться: он не спас нас, не спасет и в&с. Он надолго исчез в зареве войн, в грохоте революций и в темной бездне могил, все растущих и умножающихся на русской равнине. Если не мы сами, так эти могилы вопиют о неполноте опыта «отцов» и ошибочности их патентованных спасительных рецептов». Советуя молодежи обрести «новую веру», Сорокин прежде всего рекомендует ей «взять с собой в дорогу» знания, чистую науку, любовь и волю к производительному труду.