АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРИОД

В связи с тем, что после революции неомарксистские социоло­ги продолжали работать так же активно, как и прежде, а многие даже открыто выступали против советской власти, в 1922 г. Ленин поставил вопрос о коммунистическом контроле программ и содер­жании курсов по общественным наукам. В результате этого мно­гим профессорам, в том числе и П.А. Сорокину, была запрещена преподавательская деятельность. Под натиском властей в сентяб­ре 1922г. Сорокин и его жена Е.П. Баратынская были вынуждены

навеки оставить Россию. «Что бы ни случилось со мной в буду­щем, — написано в его дневнике, — я уверен, что три вещи навсег­да останутся убеждениями моего сердца и ума. Жизнь, как ни была тяжела — это самая высшая, самая прекрасная, самая чудесная ценность в этом мире. Превратить ее в служение долгу — вот еще одно чудо, способное сделать жизнь счастливой. В этом я тоже убежден. И наконец, я убежден, что ненависть, жестокость и не­справедливость не могут и никогда не смогут построить на земле Царство Божие. К нему ведет лишь один путь: путь са­моотверженной творческой любви, которая заключается не в мо­литве только, а прежде всего — в действии». После непродолжи­тельного пребывания в Берлине, а затем в Праге, осенью 1923 г., приняв приглашение видных американских социологов Э.Хайэса и Э.Росса прочесть серию лекций о русской революции, Сорокин на­всегда переезжает в Соединенные Штаты Америки.

В историко-социологической литературе традиционно принято разграничивать два периода творчества Сорокина — русский и аме­риканский. Для «американского» социолога Сорокина «русский период» творчества является своего рода инкубационным, «года­ми учения», очень интересными и по-своему продуктивными. Од­нако именно за эти десять лет у Сорокина созрели замыслы всех дальнейших его тем, и, что особенно важно, наглядно обозначи­лись те этапы его творческой эволюции, которые он и проделал в течение последующей жизни. Если для социальной мысли рубежа веков он начинал довольно традиционно, то в гарвардский период превратился в могущественного макросоциолога, рассматриваю­щего цивилизацию в качестве атомарной единицы своего анали­за. П.Сорокину понадобилось менее года для культурной и языко­вой акклиматизации и уже летним семестром 1924 г. он приступил к чтению лекций в Миннесотском университете. В1924 г. выходит его первая печатная книга «Листки из русского дневника», описы­вающая и анализирующая российские события 1917—1922 гг. В 1925 г. выходит в свет его «Социология революции», в 1927-м — «Социальная мобильность». Сорокин является одним из родона­чальников теории социальной стратификации и социальной мо­бильности. Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, груп­пы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности. Это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества. П.Сорокин рассматривал социальную мобильность как любое изменение социального положения, а не только переход лиц и семей из одной социальной группы в другую. Согласно его

взглядам, социальная мобильность означает перемещение по со­циальной лестнице в двух направлениях: 1) вертикальном — дви­жения вверх и вниз; 2) горизонтальном — движения на одном и том же социальном уровне.

В 1928 г. вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1929 — «Основания городской и сельской социоло­гии». В 1930 г. всемирно известный Гарвардский университет пред­лагает Сорокину возглавить учрежденный социологический факуль­тет. П.Сорокин принял это предложение и проработал в универси­тете до 1959 г. В 1956 г. увидела свет его новая работа «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», в 1956 — «Современные социологические теории». В 1964 г. в знак призна­ния заслуг ученого 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации.

11 февраля 1968 г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался. П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На За­паде он давно уже признан одним из классиков социологии XX сто­летия в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.