Методология А. Смита

В основу своих воззрений А. Смит положил идею естествен­ного порядка. Он исходил из того, что люди, оказывая друг другу услуги, обмениваясь трудом и его продуктами, руковод­ствуются стремлениями к личной выгоде. Но, преследуя лич­ную выгоду, каждый человек, считал он, способствует инте­ресам всего общества — росту производительных сил. В свя­зи с этим он пишет о «невидимой руке», которая управляет сложным взаимодействием хозяйственной деятельности ин­дивидуумов.

Экономическая жизнь, по Смиту, развивается отдельно и неза­висимо от воли людей и их сознательных устремлений. Это позво-

лило ему сделать вывод об определении экономических явлений, стихий по складывающимся объективным законам. Однако, руко­водствуясь такими воззрениями, А. Смит не смог отобразить исто-рически преходящего характера способов производства: он рас­сматривал экономические категории в качестве вечных, а не исто­рических законов.

Как и представители классической школы, А. Смит стремился проникнуть во внутреннюю физиологию общества и в связи с этим широко пользовался методом логической абстракции. Но не ме­нее важной задачей политической экономии он считал необходи­мость показать конкретную картину экономической жизни, выра­ботать рекомендации для экономической политики. Для дости­жения этой цели он сводил в систему поверхностные явления без связи их с внутренним способом исследования, которым пользовался в первом случае. Это привело к определенному ду­ализму его методологии.

В результате экономическая система А. Смита унаследовала все противоречия его метода исследования. И ярким примером тому является двойственность трактовки стоимости. Свое влия­ние на экономические взгляды А. Смита окажет и недостаточное понимание им исторических процессов замены одних экономичес­ких отношений другими.