Участие молодежи в общественной жизни вообще и политической в частности всегда было одним из значимых направлений в социологии. Молодежь всегда олицетворяла собой все новое, нарождающееся, всегда больше других жаждала и осуществляла изменения жизни общества. Энергия молодых часто вносила коррективы и в политическую жизнь. Молодежные объединения всегда носили боевой характер, проявляли большую активность. Поэтому знание состояния и тенденций самосознания молодых и их поведения интересует исследователей всех стран.
Что касается советской молодежи и молодежи России 90-х годов, то они не являются исключением. К середине 80-х годов происходящие в обществе изменения отчетливо выявили кризис в молодежном движении. Данные социологических исследований стали постоянно фиксировать тот факт, что эффективность деятельно- сти комсомола резко упала, молодежь разочаровалась в формах и методах его работы. Отстав от жизни, оторвавшись от молодежи, от реальных процессов, комсомол не мог не прийти к поражению.
К началу 90-х годов монополизм, который долгое время господствовал в молодежном движении, был подорван: появилось большое количество как формалистских, так и самодеятельных организаций молодежи по самым разнообразным злободневным общественным проблемам. Коренное изменение форм и методов их работы, решительный отказ от монополии, заорганизованнос-ти, непосредственная связь с жизнью молодежи стали реальным источником жизнеспособности этих молодежных организаций.
Вместе с тем отсутствие точного понимания положения и роли молодежных организаций чревато негативными последствиями, которых можно и нужно избежать, если проблемы отношения молодежи к обществу и общества к ней строятся на учете реально складывающихся тенденций в общественной жизни.
В отечественной социологии накоплен определенный опыт исследования проблем молодежи. Научно-исследовательский центр ВКШ при ЦК ВЛКСМ (с 1990 г. — Институт молодежи), социологи С.-Петербургского (Ленинградского) и Уральского университетов, Института социологии проводили изучение широкого круга вопросов, волнующих молодых людей нашей страны. Наряду с апологетическими исследованиями среди них было немало и таких (см. работы В.Г. Лисовского, С.И. Иконниковой, В.П.Смирнова, В.Ф. Ле-вичевой, В.И. Чупрова и др.), которые достаточно объективно и всесторонне характеризовали состояние общественного сознания молодежи и основные тенденции изменения ее поведения.
С одной стороны, по основным ценностным ориентациям молодежь придерживалась тех же убеждений, что и старшее поколение. Результаты социологических исследований свидетельствовали, что подавляющее большинство молодых людей не так уж апатичны, как кажется на первый взгляд: 98% верят в любовь как высшую ценность жизни, 75% ответили отрицательно на предложение бросить работу, если бы они получили наследства, не менее ярко проявляются и общественно-политические интересы молодежи: они во многом были «слепком с того, что происходило в сознании всего общества» (И.М.Ильинский, 1993).
С другой стороны, в сознании и поведении молодых людей на первый план выходила проблема статуса молодого человека, его положения и места в жизни общества. Молодежь не устраивали ограниченные возможности быстрого продвижения по служебной лестнице, плохое материальное обеспечение, сильная опека и препоны на пути их творческого становления.
Одним из препятствий на пути гражданского становления молодежи стало непонимание старшим поколением ее интересов. Это вечно старая и вечно новая проблема в 70-е годы приобрела ха-
рактер острой конфронтации, что не только привело к отрыву части молодежи от интересов старшего поколения, но и лишило привлекательности идеалы, вдохновлявшие молодых в течение длительного времени.
Молодежь давно уже не приемлет снисходительно-покровительственного отношения к себе со стороны старших. В ее среде силен критический настрой. У молодого поколения вызрели трудные для общества вопросы: как относиться к старшему поколению в свете того, что творилось в нашей действительности? Кто несет ответственность за преступления против миллионов людей? Как избежать повторения ошибок? Приходится признать, что у многих из старших нет особых оснований учить молодых тому, как жить. Вернуть доверие молодых нудным морализаторством и рассказами о героической жизни не удается. Основа для совместной работы — это процесс очищения, который необходимо довести до конца. Общество находится ныне в таком положении, когда вера старого толка рушится. Рушится там, где она строилась на наивной мечтательности, непродуманных политических решениях и программах, на социальной демагогии.
На место слепой веры приходит сомнение, подвергающее проверке новые планы и программы. Если необходимо возродить в душах молодежи идеалы, то следует, как справедливо утверждает ИМ. Ильинский, бояться не разоблачения ошибок прошлого, а неопределенности в том, что и как делать в настоящем, куда и как двигаться дальше. Молодежь при всей ее потребности иметь честную историческую память помыслами и планами устремлена вперед. Но чтобы по-настоящему увлечь молодежь перспективами завтрашнего дня, ее надо заинтересовать уже сегодня. А для этого знать реальные ориентации, ценности, мотивы, которыми руководствуются молодые. Социологические опросы (ВЦИОМ, сентябрь 1996 г., № 669) показывают, что молодежь более оптимистично оценивает свое настроение: хорошим и нормальным его считают 57, 5% опрошенных по сравнению с 38, 5% людей среднего возраста и 34, 5% — старшего возраста. Молодежь в большей мере устраивает жизнь, которую они ведут, — 20,2% по сравнению с 7 и 9, 3% соответственно лиц среднего и старшего возраста. Но молодежь путает будущее — безработица, ожидание ухудшения экономического и социального положения.