ЭЛЕМЕНТЫ РАДИОРЕКЛАМЫ

Слово — основной строительный материал аудиоспота. С его помощью описывается товар или услуга. Другая функция слова в радиорекламе — привлечь внимание, создавать и поддерживать интерес, стимулируя желательный отклик. Теплоты человеческо-

го голоса часто вполне достаточно, чтобы эффективно донести до слушателя суть рекламного послания.

Радио в большей степени, чем другие средства рекламы, по­лагается на мастерство сценариста. Любой сценарист сделает свои тексты более эффективными, если проверит написанное вслух, с тем, чтобы еще раз уточнить паузы, ритм, убрать стилистические небрежности.

Существует 3 основных источника звуковых эффектов: ману-альные, записанные естественные звуки и электронные. Мануаль-ные эффекты создаются прямо на студии — звук открываемой двери, шагов, хрюканье «поросенка» (коммерческого директора ра-, диостанции «Европа Плюс») и т.д. Записи подбираются из профес­сиональной фонотеки — лай собаки, гром, автогонки и т.п. Элект­ронные эффекты создаются на специальных аппаратах (осцилля­торы, ревербираторы).

Музыка выполняет многообразные функции, от фона до мело­дии джингла. В радиорекламе часто несколько тактов специально написанной музыки идентифицируют продукт — это музыкальный логотип, занимающий 4-10 секунд. Рекламные песенки (джинглз) помогают запомнить слоган. Удачные музыкальные слоганы года­ми используются такими «акулами» бизнеса, как «Кока-Кола», «Шевроле», «Макдональдс».

Рекомендаций и правил по составлению аудиоспота великое множество, и рассмотреть все не представляется возможным. В данной работе предлагаются лишь некоторые из существующих наработок из этой области.

Например, существует известная теория рекламного поля, в ко­торой радио представлено как система, предназначенная форми­ровать у слушателя определенные потребности. На основании этой теории сформулированы следующие принципы радиорекламы:

— уровень понятности сообщения должен быть на 10 пунктов ниже среднего Ю того социального слоя, для которого он предназ­начен;

— сообщение не должно требовать усилий по запоминанию или пониманию текста;

— программа должна быть составлена так, чтобы слушатель мог менее, чем за 6-8 секунд понять суть рекламного сообщения.

Ряд зарубежных фирм изучает роль музыкального фона на эф­фективность сообщения. Например, «General Background Music» спе­циализируется на поставке записей. Ее специалисты считают, что необходимо иметь программы для разных типов погоды; что лучше проигрывать инструментальные записи, а не вокальные и т.д. Ис­следования Майольского университета показали, что при проигры-

Ч

Н-

вании быстрой музыки в супермаркете покупатели делали меньше ^покупок, чем при проигрывании медленных композиций.

В рекламе и радиорекламе, в частности, используются реко-

|мендации психолингвистов по использованию определенных слов или по избеганию некоторых неблагозвучий и т.д. Ценные для эф­фективности радиорекламы исследования проводились и прово­дятся представителями многих наук: психологами, социологами, экономистами, маркетологами, лингвистами, теоретиками искус­ства. Некоторые представленные в данной работе рекомендации и советы — это узкоспециальные знания, но большинство из них выработаны в сотрудничестве специалистов разных областей.