САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Как показывает жизнь, существующая структура государ­ственных и общественных организаций не могла удовлетворить

все многообразие устремлений и чаяний людей. Именно это несо­ответствие реального положения и желаемых изменений привело к возникновению многих самодеятельных организаций, обществен­ных движений и гражданских инициатив.

Спектр их деятельности оказался самым широким. Их много­образие с трудом подвергается классификации. Но при всех слож­ностях все же можно выделить несколько групп таких движений: общественно-политические, социальные, экологические, социаль­но-культурные.

Несколько особняком стоят объединения, связанные с прове­дением досуга, организацией отдыха, времяпрепровождением.

Эти организации в той или иной мере пытаются заполнить ту нишу в общественной жизни, которую долгие годы обходили вни­манием, не занимались ею и даже игнорировали ее.

Не все из них выдержали испытание временем. Кроме того, мно­гие существенно разнятся друг от друга по регионам, по своим про­граммам, целям, установкам. Но тем не менее обозначились тен­денции, которые объединяют их между собой.

Что касается общественно-политических движений, то они или прогрессировали в сторону создания на их основе политических партий типа «Демократический выбор России», или стали замы­каться на профессиональных проблемах. Так, движение «Мемо­риал» на первых порах своего существования в конце- 80-х годов имея четко и ярко выраженную политическую окраску, собрало под свои знамена значительное число людей, заинтересованных не просто в изучении исторических корней происшедшей деформа­ции общества, но и в извлечении уроков для будущих поколений. Постепенно это движение в значительной степени потеряло свой политический запал, превратившись в одну из организаций, свя­занных с исторической памятью народа.

Еще более показательна судьба народных фронтов, в дея­тельности которых наряду с собственно политическими проб­лемами ярко проявились и национальные мотивы. Их развитие протекало в достаточно противоречивой ситуации. Определенная непоследовательность, крайности в политических акциях, амби­циозность лидеров привели к резкому снижению их авторитета и практически вывели из реальной политической жизни.

Достаточно четко выкристаллизовываются и экологические дви­жения, суть деятельности которых — объединить единомышлен­ников, обеспечить сохранение окружающей среды, сферы обита­ния человека, здоровья нынешнего и особенно будущих поколе­ний. Эти движения выдвинули своих лидеров мирового звучания (С.П. Залыгин, А.А.Яблоков, А.Л.Яшин и др.), которые во многом

определяют стратегию и тактику действий. На их счету уже нема­ло побед: прекращение работ по перебросу стока северных рек в Казахстан и Среднюю Азию, битва за Аральское море, заморажи­вание строительства канала Волга — Чограй. Стимулировала рост этого движения и катастрофа в Чернобыле.

Вместе с тем это движение в условиях кризисной ситуации в России в середине 90-х годов пошло на спад: общественное со­знание, которое регистрировало экологическую озабоченность людей в конце 80-х годов как четвертую по значимости проблему (после проблем экономической неустроенности, политической и национальной напряженности), стало отводить проблемам эколо­гии очень незначительное место (5—6% против 36% в 1989 г.) под натиском проблем физического выживания людей. Однако несом­ненно, что за экологическими движениями будущее: они во мно­гом будут определять лицо общества, мобилизуя волю и сознание людей на обеспечение экологически безопасной жизни на Земле.

Несколько иначе развиваются движения социальной ори­ентации. Они обычно создаются для решения конкретных про­блем. Речь идет о движениях социальной защиты, милосердия, заботы о пенсионерах, престарелых, о детях без родителей. На­сколько остры эти проблемы, говорит хотя бы один факт: 8 из 10 воспитанников детских домов имеют родителей. Здесь тесно пе­реплетены моральные, нравственные проблемы с собственно социальными, которые в не меньшей степени ставят вопрос как об ответственности общества, так и об ответственности людей, давших ребенку жизнь.

На социально-культурном направлении наряду со сложив­шимися движениями по сохранению памятников истории и куль­туры мощный импульс получили общества содействия искусст­ву, литературе, живописи, музыке, родному языку и националь­ной культуре. Практически все национальные образования — рес­публики, округа, диаспоры — создают общества, которые стре­мятся реализовать права на суверенитет в области духовной жизни.

Во всех крупных городах возникли национально-культурные сообщества и клубы, в которых представители территориально рассредоточенных наций и народностей — диаспор — получают возможность реализовать право общения на родном языке, уча­ствовать в производстве и потреблении духовных ценностей, раз­вивать и поддерживать национальную культуру. В середине 90-х годов стал организационно оформляться еще один вид самодея­тельных организаций — землячества.

Итак, процесс становления и обогащения работы как сложив­шихся, так и новых общественных движений и гражданских ини­циатив — это залог мобильности, жизненности и эффективности обновляющегося общественного сознания и поведения людей.