ПРИЧИНЫ, ФУНКЦИИ И СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Социальная неоднородность общества, различие в уровне до­ходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жиз­ни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российско­го общества. Все это обусловливает пристальное внимание соци­ологов к исследованию конфликтов.

В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжи­тельность, степень напряженности борьбы за удовлетворение на­сущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт все­гда связан с субъективным осознанием людьми противоречивос­ти своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людь­ми, осознаются как несовместимость интересов, целей.

Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-эко­номическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества — это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное наруше­ние механизма контроля в экономике, политике, культуре. Прояв­лением кризиса общества служит резкий подъем социальной на­пряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в кон­фликт. Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодей­ствия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение

конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу меж­ду действующими людьми или группами, независимо от того, ка­ковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Конфликт — ото повсеместное явление. Каж­дое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распрос­транение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли со­циологического знания — конфликтологии.

Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: возможно ли существование общества без конфлик­тов, является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, от­клоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в обществен­ной жизни или же это нормальная, необходимая форма социального взаимодействия между людьми? Рассмотрим основные темы иссле­дования конфликтов в современной конфликтологии. Конфликты клас­сифицированы по своей структуре и по направлениям исследований.

Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состо­яние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.

Большинство же социологов немарксистской ориентации скло­няются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бы­тия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт — это не дисфункция, не аномалия, а норма отно­шений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятель­ности, порождая социальные изменения различного масштаба.

Наиболее ярко эта позиция представлена в работах немецких социологов Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа и американского социоло­га Л. Козера. Основное положение теории конфликта Г. Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, в то же время представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способству­ющую стабилизации общества. Л. Козер в своей классической ра­боте «Функции социальных конфликтов» подчеркивал, что кофликт несет в себе не только деструктивную (разрушительную) функцию, в нем заложен большой позитивный потенциал. Л. Козер вычленя­ет основные функции конфликта, которые, по его мнению, благо­творно сказываются на актуальном состоянии общества и способ-

ствуют его развитию: а) образование групп, установление и под­держание нормативных и физических границ групп; б) установле­ние и поддержание относительно стабильной структуры внутри-групповых и межгрупповых отношений; в) социализация и адапта­ция как индивидов, так и социальных групп; г) создание и сохране­ние баланса сил и, в частности, власти; д) получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках); е) стимулирование нормотворчества и социального контроля; ж) способствование созданию новых социальных инсти­тутов.

Одна из важнейших проблем конфликтологии состоит в уяс­нении вопроса о природе и основных участниках социального кон­фликта. И здесь также имеют место различные подходы. Марк­систская концепция конфликта исходит из учения об обществен­ном противоречии как главной движущей силе социальных изменений,которые в условиях классово-антагонистических фор­маций в социально-экономической и политических сферах реа­лизуются в формах классовой борьбы. Классы же в марксистс­ком учении — это прежде всего экономическая реальность, по­скольку классообразующим признаком выступают отношения соб­ственности. Следовательно, основу социальных конфликтов, со­гласно марксизму, составляет борьба за собственность.В мар­ксистской литературе различаются два вида борьбы, возникаю­щие на основе противоречия экономических интересов. Первый тип — социальное противоборство за изменение принципов рас­пределения материальных благ, второй — за изменение крите­риев их распределения в рамках сложившейся общественной си­стемы. Борьба за изменение принципов требует преобразования основ социального порядка и может найти свое разрешение лишь в результате социальной революции. Изменение критериев рас­пределения — это реформистский путь совершенствования об­щественных отношений.

Выдвигая на передний план экономические факторы соци­альных конфликтов, марксистская социология полагает, что поли­тические факторы естественно являются их следствием и прояв­лением. Но один из создателей современной конфликтологии, за­падногерманский социолог Р. Дарендорф, в основу социальных кон­фликтов положил именно политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, по Дарендорфу, может возникнуть в любом сообществе, любой социальной группе, где есть господ­ствующие и подчиненные. Причиной конфликта, по мнению Р. Да-рендорфа и его последователей, является стремление к доми­нированию.Обычно дается такое истолкование этому положе-

нию: человеческие существа от природы склонны формировать иерархии социального доминирования и бороться за приобретен­ные позиции в группе, общности и т.д. Иерархия социального до­минирования, включая в себя определенную степень достижения социального доминирования, при определенных предпосылках могут привести к конфликту. Непосредственными причинами воз­никновения конфликтов могут послужить дефицит ресурсов, идео­логические различия и т. д. Однако склонность к доминированию, социальные притязания людей не следует трактовать как их есте­ственные, вечные инстинкты. Они формируются на основе сопос­тавления положения одних людей с положением других. Следова­тельно, социальный конфликт — это всегда следствие соци­ального неравенства.Неравенство социальных позиций означа­ет неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, соци­альных групп или сообщества людей. Поэтому в учении о конф­ликтах Р. Дарендорфа и его последователей значительное место отводится и проблемам собственности, обладания ресурсами и их распределения. Однако центральный вопрос конфликта: кто и ка­ким образом распоряжается ресурсами?Ответ же на этот воп­рос вновь отсылает нас к вопросу о власти, которая, по Р. Дарен­дорфу, представляет собой совокупность социальных позиций, по­зволяющих одной группе распоряжаться результатами деятель­ности других групп людей.

П. А. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т. д. Вместе с тем он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соот­ветствующим видам деятельности, который обусловлен социаль­ной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп.

Итак, основными субъектамиконфликта являются крупные социальные группы.Поскольку их потребности, интересы, цели, притязания могут реализоваться только через использование вла­сти, постольку в конфликтах непосредственное участие прини­мают такие политические организации, как государственный ап­парат, партии, парламентские фракции, «группы давления» и т.д. Именно они являются выразителями воли больших социальных групп и основными носителями социальных интересов. В конеч­ном счете, социальный конфликт обычно принимает форму не

конфликта больших социальных групп (массы выходят на улицу лишь в редкие моменты наивысшего обострения ситуации), а кон­фликты политических, этнических и других лидеров, которые дей­ствуют на основе сформировавшихся в том или ином обществе механизмов.

Вместе с тем следует отметить, что социальный конфликт — это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов. Крупный конфликто-лог Р. Дарендорф к субъектам конфликта относит три вида соци­альных групп: 1) первичные группы — непосредственные участни­ки конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижении объективно или субъективно несовместимых целей; 2) вторичные группы, которые стремятся быть незамешан­ными непосредственно в конфликт, но вносят свой вклад в разжи­гание конфликта. На стадии обострения конфликта они могут стать первичной стороной; 3) третьи силы, заинтересованные в разре­шении конфликта.