ПРОБЛЕМАТИКА КОНФЛИКТА В СОЦИОЛОГИИ ПОЛИТИКИ

Наиболее очевидным образом проблематика конфликта про­является в социологии политики, особенно в связи с анализом трех идеально-типических форм господства подчинения или форм осуществления власти: традиционной, харизматической и раци­ональной. При анализе властных отношений для Вебера основ­ное значение имеют не столько акции насилия, сколько сами ме­ханизмы согласия с властными полномочиями. По его мнению, страх за жизнь и имущество являются не единственными основа­ниями принятия власти. В различных политических системах про­являются различные сочетания материальных и идейных инте­ресов, побуждающие людей к согласию с властями или, наобо­рот, к протесту против них. По мере исторического развития ци­вилизации вырабатываются все более сложные формы взаимо­отношений индивидуумов и власти, общественных структур и политических институтов.

Подробно все это расписано в учении Вебера о типах легитим-ного господства, то есть такого господства, которое признается уп­равляемыми индивидами. Как писал Вебер, — «господство озна­чает шанс встретить повиновение определенному приказу». Кро-

ме этого, господство предполагает взаимные ожидания того, кто приказывает, и того, кто повинуется этому приказу, ожидая, что при­каз будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соот­ветствии со своей методологией Вебер дает анализ легитимных типов господства, причем начиная его с рассмотрения возможных типических видов уступчивости. Вебер выделяет три разновиднос­ти подчинения, ставя им в соответствие три типа подчинения.