ТРАДИЦИОННЫЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ

Первый тип легитимного господства Вебер обозначает как тра­диционный. Этот тип обусловлен нравами, привычкой к опреде­ленному поведению. В этом отношении традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей.

Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, пат­риархальное государство. Это общество, которое предшествова­ло современному буржуазному обществу. Тип традиционного гос­подства по своей структуре сходен со структурой семьи. Именно это обстоятельство делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности.

Штаб правления здесь состоит из лично зависимых от господи­на домашних чиновников, родственников, личных друзей или вас­салов. В отличие от других видов господства, именно личная вер­ность служит здесь основанием для назначения на должность, а также для продвижения по иерархической лестнице. Для традици­онного господства характерны отсутствие формального права и соответственно отсутствие требования действовать «невзирая на лица»; характер отношений в любой сфере сугубо личный.

Различие между рациональным способом управления (и раци­ональным типом государства) и способом управления в традици­онном обществе Вебер показывает путем сравнения современно­го западного чиновника с китайским мандарином.

Мандарин, в отличие от управленца бюрократической «маши­ны», совершенно неподготовленный к делам управления человек. Такой человек не управляет самостоятельно — все дела находят­ся в руках канцелярских служащих. Мандарин — это прежде всего образованный человек, хороший каллиграф, пишущий стихи, зна­ющий всю литературу Китая за тысячу лет и умеющий ее толко­вать. В то же время он не придает никакого значения политичес-

4. Зак. 521

ким обязанностям. Государство с подобными чиновниками, как отмечает Вебер, представляет собой нечто совершенно отличное от западного государства. В этом государстве все основывается на религиозно-магической вере в то, что совершенства их литера­турного образования вполне достаточно для того, чтобы все дер­жать в порядке,