ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ТИП ГОСПОДСТВА — ПОДЧИНЕНИЯ

Вторым типом господства, по Веберу, является харизматичес­кое господство. Понятие харизмы играет в веберовской полити­ческой социологии важную роль. Харизма, в соответствии с эти­мологическим значением этого слова, есть некая экстраординар­ная способность, некоторое качество индивида, выделяющее его среди остальных. Это качество не столько приобретенное, сколь­ко дарованное человеку от природы Богом, судьбой. К харизмати­ческим качествам Вебер относит магические способности, проро­ческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, полководцы, маги, пророки и провидцы, выдаю­щиеся политики, основатели мировых религий и другие типы (на­пример, Будда, Христос, Мохаммед, Солон, Ликург, Цезарь, Сци­пион Африканский и т. д.).

Харизматический тип легитимного господства представляет собой прямую противоположность традиционному. Если традици­онный тип господства держится приверженностью к обычному, раз и навсегда заведенному, то харизматический, напротив, опирает­ся на нечто необычное, никогда ранее не признававшееся. Основ­ной базой харизматического господства является аффективный тип социального действия. Вебер рассматривает харизму как великую революционную силу в традиционном типе общества, способную внести изменения в лишенную динамизма структуру этих обществ. Однако следует отметить, что при всем различии и даже противо­положности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: тот и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении оба этих типа противостоят формально-рационально­му господству как безличному.

Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а, прежде всего, эмоционально окрашенная вера в его харизму и пре-

данность этой харизме. Поэтому, как подчеркивал Вебер, хариз­матический вождь должен заботиться о сохранении своей хариз­мы и постоянно доказывать ее присутствие. Штаб управления при таком типе господства формируется на основе личной преданнос­ти вождю. Ясно, что рациональное понятие компетентности, так же как и сословно-традиционное понятие привилегии, здесь отсут­ствует. Как от формально-рационального, так и от традиционного типа господства харизматический отличается тем, что здесь нет установленных (рационально или по традиции) правил и решения по всем вопросам выносятся иррационально, на основе «открове­ния», интуиции или личного примера.

Понятно, что харизматический принцип легитимности, в отли­чие от формально-рационального, авторитарен. По существу, ав­торитет харизматического лидера базируется на его силе — толь­ко не на грубой, физической, а на силе его внутреннего дара. Ве­бер, верный своим познавательным принципам, рассматривает ха­ризму совершенно безотносительно к содержанию того, что воз­вещает, за что выступает, что несет с собой харизматический ли­дер, то есть он подчеркнуто безразличен к ценностям, вносимым в мир харизматической личностью.