Уже минуло почти десять лет с той поры, когда огромным спросом (и не только у нас!) пользовались наши отечественные электронные игрушки на жидких кристаллах: такие как «Ну погоди!», «Веселый повар», «Космический мост» и другие. Подобные игры, как отмечали сами производители, предназначались для детей в возрасте от 7 до 16 лет и призваны были развивать у их обладателей внимание, быстроту реакции и, конечно же, логическое мышление. Вся прелесть заключалась в том, что кроме основного изображения такие игрушки были оснащены хоть и примитивной, но все же музыкой, совмещая в себе кроме непосредственной игры и часы, и
будильник.
Время шло, и чуть позже на наших прилавках стали появляться зарубежные «хитовые игры» в карманном варианте. Разновидностей их было огромное количество, но наиболее популярными оказались различные варианты игры Tetris. Эти игры опережали своих предшественников не только по широкому возрастному диапазону своего использования, но прежде всего своей направленностью на развитие практического наглядно-действенного мышления. Да и функций у них появилось гораздо больше: возможность выбора сложности уровня, увеличение числа функциональных клавиш, а также возможность использования одного экрана для трех, а то и гораздо большего числа игр. Чего еще надобно?.. Только вот время не стоит на месте, идет бурное развитие сознания человека, его интеллекта, многовековыми плодами которого мы пользуемся по сей день. Не так давно, где-то в середине 1997 года, на прилавках наших коммерческих киосков, магазинов и частных фирм появилось новое развлечение от японской фирмы-производителя BANDAI — игра-брелок Tamagotchi. He игрушка, а просто чудо какое-то.
Тамагочи, или как ее еще нарекли наши реализаторы и пользователи, — Тамагочик или даже Тамагоша, действительно вобрала в себя ряд преимуществ ее предшественников да от себя добавила. Прежде всего эта игра отличается оригинальным дизайном и содержанием внешнего вида, а также необычайным способом ее использования. Эти электронные игрушки (исполненные, кстати говоря, в виде брелка-яйца) призваны помочь тем представителям человечества, которые страстно желают иметь домашнего любимца, но по какой-либо причине не могут себе этого позволить.
Разные источники сообщают, что в Японии только за полгода продано более 14 млн игрушек, в Штатах — 10 млн (не считая пиратских подделок). Спрос не удовлетворен. В стабильном «обще-
™
стве потребления» неудовлетворенные потребители выстраиваются в тысячные очереди или идут на черный рынок.
При себестоимости в несколько долларов, цена Тамагочи в розницу достигала 130 $. Теперь есть даже Тамагочи-престулник! Причем отнюдь не виртуальный.
«Повальное увлечение среди японской молодежи электронными домашними животными «Tamagotchi» компании Bandai сделало эту игру столь же популярной, как кроссовки Nike «AirMax». Полиция сообщила о задержке в пятницу четырех подростков за воровство «Tamagotchi». Инцидент произошел в Токио. Добычей грабителей стал брелок «Tamagotchi». Невозможность свободно купить брелок и спекуляция в переходах при ценах, превышающих розничную в 20-30 раз, сделала эти изделия чрезвычайно престижным символом положения в обществе и, что приводит многих к воровству. Инциденты такого типа ранее происходили с невероятно популярными кроссовками Nike «AirMax»... Согласно отчетам, полиция использовала несколько патрульных автомобилей и вертолет. Всем пойманным преступникам по 14 лет».
«Токио. К рассвету пятницы очередь из почти 2000 людей протянулась через торговый район Ginza. Сотни из них провели ночь под открытым небом на зимнем холодном тротуаре. Когда вы очень хотите цыпленка, вы многое способны вынести... Было бы очень просто расценить «Tamagotchi» как специфическую японскую причуду. Но американские предприниматели и компании очень бдительны. Транзисторные приемники, Nintendo, Sony Walkman, тоже сначала считались причудами...»
Нет ничего удивительного в том, что игрушка приобрела в Японии шумный успех — квартиры японцев крайне невелики. Кроме того, имеется даже закон, предусматривающий штраф за содержание домашних животных в многоквартирных домах. Содержание, например, живой собаки обходится местному горожанину в шесть тысяч американских долларов в год с учетом всяких налогов и ветеринаров. Вот у японцев и возникла мысль: а почему бы не создать более дешевую — электронную собаку? Это поистине восточная, японская мудрость. Психологически это было очень точным попаданием. Тамагочи стоит дешевле и всегда под рукой. Их сразу прозвали «виртуальными домашними животными» (virtual pets) и полюбили, как живых. Однако, как это часто бывает, вслед за Японией тамагочимания охватила весь мир. Эпидемия Тамагочи охватила всю Азию, Америку, Англию и Германию.
Ее жертвами стали не только дети, но и взрослые. Теперь дети таскают свои Тамагочи в школу, а взрослые — на работу. Как собачники обсуждают своих собак, а молодые мамочки говорят только
о своих младенцах, так владельцы Тамагочи делятся опытом выращивания виртуальных животных. Сколько он уже прожил. Сколько весит. Как лучше кормить? Как лечить? Что он уже умеет. Хорошо ли спит ночью? В мире (з том числе и в России) создаются клубы любителей виртуального существа, члены которого делятся друг с другом опытом. Игрушка вызывает привыкание, и фанат (а чаще — фанатичка) в самый неподходящий момент (например, на лекции) извлекает своего любимца на свет божий с целью проверить, не случилось ли с ним чего. Несколько стран прекратили импорт Тамагочи, а многие крупные университеты запретили проносить их на свою территорию.
Однако эта ситуация не уникальна — в свое время то же происходило и с тетрисом. Между тем Тамагочи — продукт все же особенный и имеет свой, не похожий на другие, психологический побочный эффект.
Суть споров вокруг виртуальных существ касаются как раз этого: достоин ли неодушевленный предмет, приведенный в движение компьютером, права иметь свою судьбу, вызывая искреннюю привязанность человека. «Видеоигра должна подражать реальности, а не заменять ее. Иначе последствия могут быть непредсказуемыми», — считают одни. «Реальный и виртуальный миры не существуют по отдельности», — формулируют другие.