СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТАМАГОЧИ

В чем же замысел этой неординарной игрушки? Тамагочи — это существо, за которым надо ухаживать, а именно: кормить, по­ить, играть. Средой обитания Тамагочи является внутренность вы­шеупомянутого яйца, видеть же его мы можем посредством не­большого LCD-дисплея. Сам Тамагочи выглядит довольно прими­тивно. И его реакция символична, как иконки в Windows. Вроде толком ни на что не похоже, но все понятно. Сам уход представля­ет собой своевременное нажатие соответствующих кнопок. В об­щем, смоделированы все «основные инстинкты», характерные, скажем, для какого-нибудь примитивного домашнего животного типа хомячка.

Рассмотрим содержательную сторону Тамагочи. Прежде все­го, следует определиться, с каким из существ вы хотите иметь дело. Диапазон выбора довольно широк: от цыпленка и собачки до динозаврика и инопланетянина. Хозяину достаточно взять в руки брелок и, как чеку из гранаты, выдернуть специальный пла­стмассовый предохранитель, отключающий питание. После про-

изведенного выбора следует определить стратегию своих дей­ствий, так как перед игроком ставится задача выращивания и вос­питания своего «питомца». И начинается игра с зарождения од­ного из выбранных существ, и когда это чудо появляется на свет, то вам, как его прародителю, предстоит не только вырастить и воспитать питомца, но и как можно дольше обеспечить его суще­ствование. Максимальное число дней поддержания жизни такого «питомца» составляет приблизительно три месяца. Принципиаль­ным нововведением является то, что в эту игрушку можно (полу­чается, что даже необходимо) играть не час, не день, а несколько месяцев! За это время вы будете обходиться с вашим подопечным как со своим собственным ребенком: укладывать спать, развле­кать, кормить и даже тренировать. Словом, основная задача — обес­печение комфорта избранному существу. Таким образом, ваш «пи­томец» пройдет полный жизненный путь от рождения до смерти. Следует упомянуть и о том, что один реальный день для Тамаго-чи будет равняться соответственно одному году своей мультяш-ной жизни.

Это только основные достоинства игры, которые, как правило, бросаются в глаза с первого взгляда. Однако давайте попробуем посмотреть на игрушку с другой точки зрения.

Вся идея заключается в том, что данная игрушка особенно по­лезна одиноким людям. Имея под рукой Тамагочи, можно вырас­тить и воспитать своего «ребенка», что, возможно, и полезно, хотя и не всем рекомендуется. В любом случае сознание игрока будет находиться в поле действия игры, хотя на подсознательном уров­не будет присутствовать идея развития своего собственного дети­ща, а следовательно, в игру будут устремляться индивидуальные стремления самого играющего; но, к великому сожалению, игра будет идти уже по заранее запрограммированному сценарию, что, собственно, и будет отличать игрушку от реального мира. Конечно же, подобного рода замечание можно отнести ко всем играм, но следует обратить внимание и на тот факт, что реальная жизнь до­вольно часто претерпевает определенные метаморфозы, полимор­физм которых и находит отражение в сюжете тех или иных игр.

Хотя Тамагочи и можно отнести к симуляторам жизненной стра­тегии, но особое внимание следует все же уделить детям, чтобы последствия их увлечения игрой не отразились на реальных и бо­лее верных подопечных.

Не может не обратить на себя внимания и оконцовка игры. Как упоминалось выше, игра заканчивается смертью того или иного героя, задачу по воспитанию которого возложил на себя сам игра­ющий. Для взрослого человека — это вполне логично и приемле-

мо, но только не для ребенка. Как отреагирует ребенок на то, что кто-либо умер? Скорее всего, он расстроится. А если это близкий человек или «электронный питомец», которому было уделено не­мало времени и на которого было возложено столько надежд? Тут уже речь пойдет, скорее, не о простой эмоциональной реакции, а о стрессе или даже серьезном психическом расстройстве.

Разве нормально, что когда «зверек» умирает, ребята хоронят его на специальном кладбище во дворе школы? Искренне оплаки­вают. А потом с учеником работает школьный психолог: произош­ла трагедия, и нужно снять стресс у ребенка, потерявшего люби­мое существо: «Многие из школ Гонконга уже запретили ученикам приносить в учебные заведения даже и вполне невинных цыплят японского производства, поскольку школьники проявляют на уро­ках признаки возбуждения и беспокойства, а когда их питомцы не­избежно умирают — впадают в депрессию. Ведомство, контроли­рующее образовательные учреждения, рекомендовало школам на­нимать психологов, которые будут оказывать первую помощь трав­мированным любителям виртуальной живности».

Или представим себе такую ситуацию. Ребенок уходит в школу или на тренировку в спортивную секцию и просит маму или папу, равно как свободных от работы дедушку или бабушку, присмот­реть за своим Тамагочи, ибо он растет и требует все большего внимания. Где же в школе успеть одновременно справиться и с собственной учебой и с воспитанием «питомца»? Вот где просто необходима помощь старших... Хорошо, если взрослые позаботят­ся и уделят часок-другой Тамагочи. А если нет, ведь и других дел хватает?! Не позавидуешь ребенку и его родителям, когда малыш, вернувшись домой, обнаружит, что над его цыпленком, щенком или инопланетянчиком кружат ангелочки. А потом возникают вопросы: почему дети такие жестокие, такие агрессивные... Довольно часто реальные питомцы: кошки, собаки, рыбки, птички и т.д. остаются живы лишь благодаря родителям, неужели теперь к их заботам добавится уход за электронным брелком?

Но и здесь нашлись предприимчивые головы, создавшие что-то подобное приютам для Тамагочи! В них, естественно за опре­деленную плату, можно оставить своего питомца на срок от не­скольких часов до нескольких дней. Но понятно, что это не реше­ние проблемы.

И если игра Тамагочи задумана как симулятор жизненной стра­тегии, если она ориентирована на детей как школьного, так и дош­кольного возраста, то следовало бы соответственно продумать сюжетную линию игры, дабы не вызвать у детей негативной эмо­ционально-психологической реакции на концовку игры.

Поражает и тот факт, что возрастное разрешение на игру Та-магочи производители отметили довольно ранними рамками, а именно, с трех-четырех лет! Это ограничение скорее всего обус­ловлено лишь конструктивным исполнением, но никак не содер­жанием игрушки. Чтобы водить машину, ловить рыбу, жениться, необходимо разрешение, здесь же отсутствуют всякие ограниче­ния. Но не следует при этом забывать и о том, что психика ребенка еще не сложилась таким образом, чтобы в раннем детстве быть способным решать такие довольно сложные интеллектуальные за­дачи как воспитание и жизненное обеспечение своего, но пока еще электронного ребенка. Наш век и без того грешен тем, что иным людям не хватает времени для воспитания своих собственных де­тей. Необходимо дать ребенку понять, что все, что так привлекает его в этом неодушевленном предмете, будет у него в будущем, а виртуальное животное, сколько бы любви оно ни доставляло, лишь отдаляет от него это реальное счастье.

Словом, игра вышла—радостный факт для многих, однако осо­бенности психо-физического развития ребенка почему-то были проигнорированы. Конечно же, игра имеет право на существова­ние со всеми своими достоинствами и недостатками, но коль она ориентирована как на взрослых, так и на детей, то и о психических и возрастных особенностях последних тоже забывать не следует. Для того чтобы во всей полноте представить себе ситуацию, начнем с выявления истинной сути игрушки. При детальном рас­смотрении выясняется что под видом домашнего животного нам подсунули в лучшем случае одноклеточную инфузорию без каких-либо зачатков разума. Реклама обещает, что Тамагочи станет ва­шим другом — не верьте! Как может стать другом нечто, имеющее в качестве органов чувств набор кнопок и принципиально не спо­собное чему-либо обучаться? Ответ на вопрос, какие методы ими­тации разумных существ были использованы при разработке Та­магочи, прост: никакие. Нет распознавания образов, нет четкой логики, нет обучения и самообучения. Все, что умеет Тамагочи, — это изображать нечто как реакцию на загрузку в него одного из упомянутых выше видов пайки и вести внутри себя учет ее количе­ства. Если заложенные примитивы утверждают, что условия — бла­гоприятные, работает программа роста, иначе — программа бо­лезни. Можно с уверенностью сказать, что даже амеба разумнее (и уж, конечно, живее) Тамагочи.

Узнав техническую сторону этой игрушки, трудно поверить, что она может так привязывать к себе людей. Ведь весь процесс игры заключается в отслеживании и соответствующем изменении че­тырех переменных:

— вес (5-99) • — счастье (0-4)

— голод (0-4)

— дисциплина

Дети, порой эгоистичные и жестокие к близким, требуют кого-то маленького, о ком они якобы будут заботиться. Инстинкт этот закрепился в древние времена, поскольку он способствовал вы­живанию многодетной семьи и рода в целом. Теперь, когда порой и один ребенок стал нормой в семье, для удовлетворения инстин­кта требуется четвероногий, пернатый или, по-современному, элек­тронный питомец, как заменитель любви к ближнему. Тамагочи был нужен, и он появился по законам рынка.

Когда родители покупают ребенку Тамагочи, они, как правило, пытаются заменить этим суррогатом его потребность в общении с живым существом. В принципе, это удается — ребенок очень ско­ро начинает воспринимать его так же, как хомячка или, скажем, кошку. Подобно всем живым существам, при неверном уходе Та­магочи погибает, вызывая у ребенка отрицательные эмоции.

Проблема заключается в том, что Тамагочи с его интеллектом бух­галтерского микрокалькулятора — не живой. И получается, что малыш бьется в истерике по поводу гибели неодушевленного предмета. Это не может способствовать укреплению психики и вряд ли помогает при­вить бережное отношение к жизни биологической. Гибель любимой кошки в связи с отсутствием ухода может кое-чему научить. Но вряд ли хорошо, если ребенок любовь к кошке (с которой, по крайней мере, можно реально поиграть) предпочитает пластиковой коробке.

Существует мнение, что Тамагочи приучает детей к заботе и ответственности, но вряд ли стоит серьезно относиться к такому утверждению. В этой игрушке нет проблем, которые нельзя решить простым нажатием кнопки, в реальном же мире проблемы, с кото­рыми мы повседневно сталкиваемся, решаются гораздо сложнее. Так, в случае с реальным питомцем, доставляемое им удоволь­ствие составляет по времени процентов 20-30, остальное время — работа по уходу за ним. Существует и другая крайность, ребенок может привыкнуть к печальной концовке игры — смерти. А отсюда вытекает пренебрежение и к жизни реальных существ.