ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так или иначе, но глобальное открытие сделано, обойтись без него человек не сможет. Открытие, правда, простое: добавили к простейшей двухмерной игрушке третье измерение в виде имита­ции реального времени и персонифицированного развития объек­та (тот же тетрис, но еще и в профиль) и попали в точку.

Тамагочи — такое же произведение современной технологи­ческой культуры, как, например, космический телескоп, напалм, Internet, антибиотики, термоядерная боеголовка, синтетические наркотики, Pentium, Doom. Эти произведения, как и тысячи про­чих, человечество создало огромным трудом и умением. В широ­ких пределах, отведенных обществом, всякий волен сам выбирать, каким из продуктов цивилизации он будет пользоваться, а каким

_ нет. Кто-то взрастит для себя электронную букашку, а кто-то — цветок для мамы. Один уйдет в виртуальную реальность через нар­котик, другой — через дисплей, и оба там будут героями и богами. Третий решит не закрывать дверь в реальный мир. Что лучше? Кому как. Каждый решает за себя. Человечеству в целом все рав­но, как одно частное лицо реализует или загубит свое право на жизнь: оно — система, на редкость стабильная и безразличная к судьбе своих элементов. Получается, что Тамагочи и Doom не опас­ны для человечества, как и наркотики. Но почему считают, что уби­вать виртуальных монстров лучше, чем живых врагов. А что, дру­гих вариантов нет? Например, вообще не убивать, а созидать, тво­рить. Можно создавать виртуальные цивилизации, строить вирту­альные города, изобретать виртуальный порох... А реальность ок­ружающая человека, разве она не интересна? Как стыдно признать­ся, что игра интереснее работы, что учиться так скучно и не хочет­ся, что найти реальную точку приложения при еще детском уме невозможно. Куда проще поставить компакт-диск... В начале века был в моде вреднейший напиток — абсент, вызывающий бурные галлюцинации вплоть до потери рассудка. Импрессионисты креп­ко им злоупотребляли и оставили нам замечательные полотна с буйством фантастических красок. Они по-своему уходили в вирту­альную реальность, но возвращались и одаривали цивилизацию своими открытиями. Чем обогатит нас субэтнос геймеров? Какое новое понимание любви и заботы подарят нам тамагочики? Нам, тем, кто живет, страдает, действует и радуется в реальном мире и думает о других, любит ближнего.

Так что мы создали? Неужели модная электронная безделуш­ка, точнее — неадекватное отношение к ней, способна так испу­гать человека? Ведь человечество, выдержавшее ледники, вытес­нившее конкурентов-неандертальцев, расселившееся по всему земному шару, создавшее уникальные орудия труда от лука до суперкомпьютера, обладающее могучей педагогикой и информа­ционной культурой, пережившее столько войн и эпидемий, — это человечество давно доказало, что слишком любит и хочет жить, чтобы позволить виртуальной букашке сгубить себя. Тем оно и от­личается от своих творений: оно хочет и любит жить, а они лишь имитируют это. Вреден ли прогресс? О да, если акцентировать вни­мание на побочных эффектах. В подвале химфака МГУ можно было создать новый антибиотик или катализатор, а не варить наркоти­ки. На Pentium'e можно решать серьезнейшие научные задачи, а не доигрываться до «скорой помощи». Полезен ли прогресс? О да, если имеется в виду его основной эффект, а именно то, что чело­вечество как вид выжило и собирается это продолжать. Вот при-

мер. 65 мегалет назад 10-километровый астероид ударил по на­шей Земле, и рептилии, не знавшие «вредного» прогресса, удали­лись к праотцам, освободив место для млекопитающих. Челове­чество не собирается следовать их примеру. Поэтому существует служба изучения и наблюдения за астероидами, оснащенная мощ­ными компьютерами и системами искусственного интеллекта. Ско­ро исчезнет и эта угроза для человечества: астероид, как только его заметят, расстреляют термоядерными ракетами за орбитой Луны. Вот это и есть прогресс. А расстрел виртуальной нечисти, страсти по усопшему кремниевому чипу — неизбежно побочный эффект. И не стоит нам бежать в горы даже от этих страшнейших порождений прогресса.