Социология и физико-химические науки

Класс явлений взаимодействия между людьми несводим к про­стым физико-химическим и биологическим процессам. Может быть в далеком будущем наука сведет их к последним и объяс­нит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами фи­зики и химии. Во всяком случае, такие попытки были и продолжа­ют иметь место. Мы имеем ряд формул вроде: «сознание есть течение нервно-энергетического процесса», «война, преступле­ние и наказание» суть явления «утечки энергии», «продажа-по­купка — это реакция обмена», «сотрудничество есть сложение сил», «социальная борьба — вычитание сил», «вырождение — распадение сил».

Даже если это и верно, то что мы приобретаем от таких анало­гий? Всего лишь неточное сравнение.

Такой же вывод можно сделать и по адресу создания социаль­ной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений.

Здесь индивид превращается в «материальную точку», окру­жающая его среда — социочеловеки — в «поле сил» и т. д.

Отсюда идут теоремы вроде следующей: «увеличение кинети­ческой энергии индивида равно уменьшению энергии потенциаль­ной», «совокупная энергия социальной группы в отношение ее ра­боты в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент ТО, увеличенной совокупно­стью работы, которую в этот промежуток времени (Т1- ТО) произ­вели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы» и т. п.

Хоть это и верно, с точки зрения механики, но ничего не объяс­няет в вопросе раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материаль­ной массой.

Если преступление есть утечка энергии, то значит ли, что вся­кое рассеяние энергии есть в то же время и преступление?

То есть в данном случае наблюдается не изучение социально­го общения людей, а изучение людей как обычных физических тел. Тем больше оснований для существования особой науки, изу­чающей людей и их взаимодействия как человеческое, во всем своеобразном богатстве его содержания.