Мир человеческих взаимодействий не изучается такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология, имеющими дело не с междучеловеческими процессами, а с явлениями, данными в пределах или внутри человеческого организма.
Иначе состоит дело с экологией как частью биологии. Экология — наука, изучающая отношение организма к окружающей его внешней среде в смысле совокупности условий существования (органических и неорганических). Экология, изучающая взаимоотношение организмов друг к другу, расходится на две ветви: зоо-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг с другом (животные сообщества), и фитосоциоло-гию, исследующую взаимоотношения растений друг с другом (растительное сообщество).
Как видим, экология имеет объектом изучения класс явлений, аналогичный тому, какой является предметом социологии. И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов (ибо и homo sapiens есть также организм).
Не поглощается ли таким образом социология экологией? Ответ таков: если люди ничем не отличаются от амеб и других организмов, если они не обладают специфическими свойствами, можно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением, — тогда да, тогда никакой особой homo-социологии не нужно. Однако, напротив, зоо-и фито-социологии не только не делают излишней homo-социологию, но и требуют ее существования.