В силу каких же причин или факторов происходило как самс установление солидарности в мире людей, так и их смена? Чтс служит «двигателем» исторических процессов?
Сущность взглядов Лаврова на эти вопросы сводится к следую щему. «Где искать двигателей этих разнообразных изменений? -спрашивает он; и отвечает: «этих двигателей надо искать, во-пер вых, в потребностях отдельной личности, во-вторых, во влия нии на личность социальной среды, т.е. существующих в даннук эпоху форм общежития», создаваемых, опять-таки, потребное тями личности. Следовательно, «двигатели» сводятся к потреб ностям».
Установив это положение, Лавров переходит к классификацт этих потребностей-сил. Прежде всего, он различает потребное™ основные, унаследованные человеком от животных, во-вторых потребности временные, являющиеся «историческими категория ми», возникающие и атрофирующиеся во все периоды.
Главнейшими видами основных потребностей являются: пита ние, половое совокупление, уходе за детьми, безопасность, воз буждение нервов, частным видом которой является потребность общежития. Важнейшей формой временных потребностей служит потребность развития. Каждая из этих основных потребностей име ла далеко не одинаковое влияние на сближение людей и установ ление солидарности между ними. Наибольшее влияние в этом отношении имеет потребность: питания, безопасности и возбуждения нервов. Меньшее значение имели: потребность общежития половая и родительская привязанность.
Потребность в пище лежит в основе всей экономической дея тельности и эволюции экономической жизни человечества. Потребность безопасности вызвала политическую организацию людей t эволюцию последней.
Потребность в нервном возбуждении является основой укра шения жизни, эстетических явлений, она же вызвала в дальнейшем наслаждение процессами сознательной критики, познавания и развития мысли.
Какая же их этих трех потребностей является главной? Соответственно с этим, какая из теорий: теория исторического материализма, выдвигающая в качестве основного фактора экономику, или теории, усматривающие главный фактор в полити-
ке или идеях — является правильной? С точки зрения Лаврова, доминирующее значение приходится признать за потребностью в пище, а соответственно и за экономическим фактором. Если по времени появления каждая из трех потребностей находится в одинаковом положении, то в отношении повторяемости «потребность в пище безусловно преобладает над двумя другими». В силу этого «экономические мотивы во все эпохи борьбы осознанных интересов должны были безусловно преобладать над политическими».
Тем не менее Лавров вводит по этому вопросу целый ряд оговорок, не позволяющих отнести его к сторонникам экономического или исторического материализма, и даже противоречит себе самому (с одной стороны, экономический фактор является главным, обусловливающим остальные, с другой — это не всегда бывает, в иные эпохи может быть и наоборот).
Такова в основных чертах теория факторов-сил (потребностей) Лаврова. Из нее мы видим, что:
1) Лавров — плюралист, а не монист;
2) в качестве моторов истории он берет потребности индивида;
3) наиболее важными из них он считает потребности питания, нервного возбуждения и безопасности;
4) с момента появления потребности развития большое значение приобретает эта последняя. Она служит верстовым столбом, отделяющим доисторический период от исторического, исторические народы и группы от неисторических, высшие формы сознательной солидарности от других. Обладание ею является характерной чертой интеллигенции. Она служит главной силой, изменяющей застывшие, установившиеся формы общежития.
Вся история сводится не к чему иному, как к «процессу переработки культуры мыслью».