СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ

Итак, процесс общения, коммуникации. Во-первых, он со­стоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, т.е. общающиеся. Причем обычно их должно быть не менее двух. Во-вторых, ком­муниканты должны совершать само действие, которое мы и на­зываем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулиро­вать, позволять «считывать» со своих лиц определенное вы­ражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, пережи­ваемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, сообщение характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой и каким-то смыслом. Это не одно и то же. Допустим, что некто {скажем, молодой человек) преподносит кому-то (скажем, зна­комой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это нео­бычно: без улыбки, с отчужденным выражением лица. По фор­ме (допустим, что произносится: «Возьми, пожалуйста, цветы от меня») здесь все стилистически, грамматически и по этике­ту корректно. Содержание — «передача или подношение цве­тов» — ясно и вполне может быть в общем оценено положи­тельно. Но смысл особый: «юноша расстается с девушкой». Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюльпаны были желтые (издавна желтый цвет — символ расставания, разлу­ки). Разумеется, истинный смысл реального коммуникативно­го акта такого рода может быть и иным, если юноша смог дос-

тать только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет — это символ. Неприветливое выражение лица может оп­ределяться обстоятельствами, не имеющими никакого отноше­ния к свиданию. Важно было только привести пример возмож­ного вообще в этой ситуации смысла, показать, чем смысл может отличаться и от содержания и от формы конкретного ком­муникативного акта. Необходимо далее определить в каждом I конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухословесном) канале, проще — о слуховом канале. Форма и содержание пись­ма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие — способ передачи дружеского привет­ствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) ка­налу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, до­пустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлеж­ности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (верба'ль-но) нам никто ничего не сообщал.

В качестве важного компонента коммуникативного акта выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и наме­рения. Преподаватель, допустим, хочет в лекции сообщить нечто студентам, чтобы они это нечто усвоили. Однако кое-кто из студентов не желает усваивать это нечто. Тогда гово­рят о «ножницах в интенциях» (намерениях). Общение в та­ких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату.

Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта коммуникации может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений. В целом ряде случаев (а с помощью на­учных методов — всегда) можно обнаружить диссоциацию (т.е. рассогласование) формы и содержания сообщения. Кримина­листы, например, хорошо знают, как важно наблюдать во вре­мя дачи показаний за выражением лица и внешним видом доп­еваемого. Да и мы с вами, не будучи специалистами, час-говорим что-нибудь вроде: «по глазам вижу, что неправ-», «говорит о веселом, а сам все ходит, места себе не на­ходит — что-то его тревожит. Спросишь — «все в порядке», а на деле..».

Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правиль­но, надо, чтобы и форма и содержание гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов диссоциации. И каналы

связи при этом должны быть свободны от «шума» (так специа­листы называют любые, не только звуковые, помехи). Разгова­ривая, нехорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, «за-шумлять» канал связи. Естественно, надо выбрать оптималь­ную громкость голоса — говорить достаточно громко, но не ог­лушать, держать оптимальную дистанцию общения (об этом даже есть специальные интересные исследования). Плохой по­черк — не такой уж безобидный недостаток, если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять напи­санное письмо.