ПОНЯТИЕ УСТАНОВКИ

Установка — очень неприятная вещь. Она может помешать на­чалу разговора или привести к конфликту в процессе общения. В гоголевском «Ревизоре» есть тому подтверждение:

«Городничий... Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

«Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квар­тиру: то есть в тюрьму! Да какое вы имеете право? Да как вы сме­ете?.. Да вот я... Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я...

Городничий (в сторону). О, господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали, проклятые глупцы!

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не губите! Жена, дети маленькие... не сделайте несчастным челове­ка.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? От того, что у вас семья и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!.. Нет, благодаря покорно, не хочу».

При всей вымышленности и условности комедийной ситуации она отличается глубоким пониманием очень важного психологи­ческого явления, которое специалисты называют «установка». В данном случае у городничего и у Хлестакова выявляются при встрече свои установки, т.е. свои собственные содержательные представления о том, что может произойти, что, по мнению пер-

сонажей, должно произойти. Ведь городничий ждал приезда ре­визора, поверил Бобчинскому и Добчинскому, что ревизор уже здесь, что он, городничий, разговаривает с ревизором, которого надо привлечь на свою сторону, «подмазать» и тем самым избе­жать краха карьеры. А Хлестаков знал, что он задолжал в гости­нице и его поэтому ожидают неприятности, причем не исключен и арест, так как расплатиться с долгами он не сможет. Именно поэтому городничий не сомневается в силе Хлестакова-ревизо­ра, а Хлестаков — в намерениях городничего арестовать его. При этом они оба не замечают признаков другой реальности, истол­ковывают реплики друг друга исключительно на фоне собствен­ных установок.

Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в теоретической и практической деятельности человека и ярко вы­ступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак самому и не поставить в неловкое положение собеседника, надо знать, что такое установка, как она развивается в условиях общения, как ее можно изменить и как ею следует управлять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой эксперимент. Вы с при­ятелем находитесь в кинозале. Погас свет, началась демонстра­ция фильма. Все (и вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожиданно вы спрашивае­те приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы вас было слышно): «Вспомни, пожалуйста, как называется яйцекладущее млекопи­тающее. Утконос, что ли?» Если фильм тематически никак не свя­зан в данный момент с вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что ваш вопрос не будет даже расслы­шан. Вас обязательно переспросят. Но ведь если вы спросите что-нибудь уместное, касающееся сюжета фильма, характерис­тики актера и т.п., вам ответят. Даже если вы зададите свой воп­рос тише, чем первый. Почему? Да потому, что «уместно», «по­нятно» то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуа­ции, о чем принято в данной ситуации говорить, что входит в «ус­тановку на восприятие данного фильма». Все остальное оказы­вается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается.

В условиях повседневного общения нередко кто-нибудь вдруг (именно «вдруг», т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или анекдот, в то время как ни того, ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают разговор, как бы продол­жая развивать свои собственные мысли, которыми они были по­глощены сами, а никто из присутствующих о них не имел никакого понятия. Вот, например: «Вы думаете, это правильно?!» — раз-

драженно спросил однажды пожилой человек женщину, стоящую рядом с ним в автобусе. Та растерялась: «Простите, но я вас не понимаю... Мы, кажется, не знакомы с вами...». Оказалось, что по­жилой разгневанный мужчина хотел оказать растерявшейся жен­щине услугу, стоящая рядом с ней сердобольная мама посадила на освободившееся место свою здоровенькую и жизнерадостную дочь лет восьми-девяти. Вместо этой девочки должна была сесть, как полагал разгневанный мужчина, женщина, не обратившая на происшедшее никакого внимания. Своим возгласом, продолжив­шим ход его мыслей, мужчина как бы приглашал осудить невер­ный поступок матери девочки. Но разве можно понять намерения по его возгласу? Пришлось разъяснять, тратить нервные усилия,

зря терять время...

Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, ему хочется поделиться им с окружающими. Разве это плохо? И уже рассказывается веселый анекдот или поясняется причина радост­ного состояния. Но при этом человек может и не заметить, что ос­тальные-то настроены «на другую волну». Их может что-то огор­чить. Они могут скорбеть о потере друга или родного человека. Как на фоне такой установки может прозвучать шутка? Как выгля­дит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверь­те, уместно ли вообще начинать говорить, надо ли говорить то, что вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с «ориентировки» в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить.

Очень часто нам приходится сталкиваться с ситуацией, когда наша собственная шутка не вызывает ожидаемой реакции, будь то смех или хотя бы улыбка. А если мы сами не находим ничего смешного в шутке приятеля? Как поступать тогда? Тем более, если кто-то подшутил над кем-то и этот второй обиделся. Обычно те люди, у которых прекрасное чувство юмора, легко начинают об­щение, а у кого это столь важное чувство отсутствует — затрудня­ются начать разговор, познакомиться. «Не понимает человек шут­ки — пиши пропало! И знаете: это уже не настоящий ум, будь че­ловек хоть семи пядей во лбу!» — это слова Антона Павловича Чехова. С этим можно согласиться, можно и не соглашаться, но факт остается фактом и не каждый из нас обладает чувством юмо­ра. Трудность обнаружения у самого себя слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще не существует людей, кото­рые бы не смеялись, которым бы не бывало смешно. Но смех мо­жет вызываться разными причинами. Если эти причины ничтожны

или вообще не могут быть, строго говоря, причинами веселья, то здесь уместна поговорка: «Смех без причины — признак дурачи­ны» Например, нельзя считать уместным смех при виде упавшей полной женщины, которая шла по улице, неся тяжелую сумку с продуктами. Но есть люди, которым это смешно, и тем смешнее, чем больше разных вещей выкатится из сумки упавшей, чем боль­ше будет грохота. Человек, способный рассмеяться при этом, ве­роятно, не способен придумать ничего смешнее, как убрать стул из-под садящегося на него человека. Можно почти с полной уве­ренностью сказать, что такой «шутник» еще не дорос до понима­ния действительно смешного и плохо знает лучшие образцы юмо­ра или не знает их вовсе. Но это не значит, что чувство юмора нельзя развить. Ведь развить можно (и это доказано эксперимен­тально) и музыкальный слух. Как это сделать? Для этого придется немного потрудиться, хотя труд впоследствии будет вознагражден сверх меры добрым смехом. Надо будет почитать, наверно, юмо­ристические очерки, романы, например, не забыв про «Похожде­ния бравого солдата Швейка».