СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕНИЯ С ЭТИКЕТОМ

Слово «этикет» — французского происхождения и означает «яр­лык», «этикетка». В европейских языках, в т.ч. и русском, оно ста­ло общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного поведения.

Этикет — это «установленный порядок поведения, формы об­хождения в каком-либо общении». Первоначально этикет обозна­чал правило дворцового церемониала при французском королев­ском дворе, затем распространился в аристократических кругах.

Этикет в современном обществе имеет ряд разновидностей: дипломатический, военный, деловой, повседневного неформаль­ного общения. Этикет — это формализованные, согласованные, принятые в данном обществе или социальной группе правила по­ведения, посредством которых выражается уважительное отноше­ние к личности, ее достоинству, создается удобство общения, обес­печивается его соответствие эстетическим вкусам.

Содержание этикета охватывает правила поведения в массо­вых, повторяющихся ситуациях: приветствия при встречах и про­щаниях, поведение за столом, в общественных местах и т.д.

Этикет позволяет нам не только совершать правильные поступ­ки в массовых, повторяющихся ситуациях, но и предписывает им определенные нормы речевого общения.

Этикет определяет и правила поведения в особых обстоятель­ствах жизни. Так, на похоронах недопустимо веселье, но необхо­димо выразить родным и близким сочувствие, соболезнование На свадьбе, вечеринке принято быть веселым, дружелюбным, общи­тельным и не портить другим настроение скорбным видом.

Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют кон­кретной ситуации общения. Когда произносят слово «этикет» хо­чется добавить: «придворный», так часто встречается словосоче­тание «придворный этикет». И сразу в памяти всплывают пышные картины церемоний, блестящие наряды придворных дам с веера­ми и вельмож со шпагами и с перьями на шляпах. Кавалеры низко склоняются в замысловатых поклонах и совершают сложные и ловкие движения шляпами, подметая перьями сверкающий пол; дамы приседают, склоняя головы в париках. Слышится музыка не­торопливых менуэтов и обращения: «О, сударыня, если бы мне было позволено высказать свое восхищение!...» Понятно, что и вызов на дуэль должен был быть обставлен эффектным швыря­нием перчатки к ногам обидчика со словами вроде: «Имею честь предложить вам, сударь, скрестить вашу шпагу с моей, завтра же на рассвете у левой стены монастыря Сен-Жермен!» А вызывае­мый должен был подобрать брошенную перчатку, что означало бы: «вызов на дуэль принят», и ответить так, например: «Я всегда мечтал об удобном случае, сударь, чтобы преподать вам урок фех­тования именно в том месте и в то время, которые вы сами изво­лили назначить».

Но мы говорим не об этикетах давно минувших дней, знакомым по романам Дюма или Вальтера Скотта, не будем останавливать­ся и на церемонии раскуривания трубки мира в североамериканс­ких племенах индейцев. Существует много книг, рассказывающих нам о правилах хорошего тона, поведении в общественных мес­тах, о том, как надо правильно сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом и т.д., как пригласить на танец и уступить место в трамвае. Совокупность всех правил поведения и словесного обра­щения и составляет то, что называется этикетом. Каждое действие, каждое обращение необходимо, как вы знаете, сопровождать уме­стными к случаю ритуалами — «волшебными словами»: пожалуй-

7*

ста, благодарю вас и т.д. Можно, конечно, забыть (если уж так слу­чилось) о той или иной словесной формуле, сопровождающей ус­лугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремле­ние не мешать другим, оставаясь свободным в совершении соб­ственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шу­меть и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мне­ние (в том числе и возражение, несогласие со словами или дей­ствиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и дей­ствия не должен вступать в противоречие с внешним видом чело­века, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблю­ден, если при всей правильности и вежливости поведения моло­дые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

Даже одеваясь (и еще раньше, приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеять­ся образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе оде­тый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм — знаки пред­стоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в ру­ках «говорят», что человек — спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы — о том, что человек пренебрегает эстети­ческими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одеж­да вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабоче­му классу. Это просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка — признаки невоспитанности и эгоизма.

«По одежде встречают, по уму провожают», гласит русская на­родная мудрость. Иными словами, в общении важны и внешний вид и сказанные вами слова. Этикет, как мы уже говорили, регули­рует общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом от­носится к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое: то, что может быть неприятно вам, неприятно окружающим.

Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общать­ся? Надо, в первую очередь, уважать собеседника, слушать его с

возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не «зашумлять» каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть со­ответствующим образом, чтобы не было рассогласования, ста­раться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссо­циации. Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, они помогут правильнее общаться и находить об­щий язык с людьми.

Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание следо­вать ему — показатель недостаточного культурного развития че­ловека, затрудняющего его взаимоотношения с другими людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелю­бия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологическо­го климата, преодолевающего отчужденность людей.