ВОЛНОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

Существует несколько концепций, с помощью которых выстраи­вается периодизация исторического развития. Традиционно основ-

ными из них считаются —формационная (К. Маркс) и цивилизаци онная (К. Ясперс, А. Тойнби). Первая из них кладет в основу разви­тия человеческого общества производственно-хозяйственные от­ношения, а вторая — социокультурные типы.

На третье место после этих двух концепций можно заслуженно поставить волновую концепцию. Идея 3-х волн не нова, но наиболее подробно ее изложил Э. Тоффлер в своей книге «Третья волна»

Сначала была «первая волна», которую он называет «сельско­хозяйственной цивилизацией». В то время земля была основой экономики, жизни, культуры, семейной организации и политики Везде господствовало простое разделение труда и существовало несколько четко определенных каст и классов. Везде власть была жестко авторитарной. Везде социальное происхождение человека определяло его место в жизни. Везде экономика была децентра­лизованной, так что каждая община производила большую часть того, в чем испытывала нужду. Триста лет назад плюс-минус пол­столетия произошел взрыв — промышленная революция. Высво­божденная ею гигантская сила, распространившаяся по миру «вто­рая волна», пришла в соприкосновение с институтами прошлого и изменила образ жизни миллионов. К середине XX века силы «пер­вой волны» были разбиты и на Земле воцарилась «индустриаль­ная цивилизация». Однако всевластие ее было недолгим, ибо чуть ли не одновременно с ее победой на мир начала накатываться новая — третья по счету волна, несущая с собой новые институты, отношения, ценности.

Очевидно сходство волновой теории с формационной теорией Маркса, однако волны, в отличие от формаций Маркса, сменяют друг друга в результате эволюции, а не революции. По Марксу революция — это локомотив истории, но, с точки зрения эволюци­онной теории, революции только затормаживают развитие. По Тоф-флеру же, наоборот, главный двигатель истории — технический прогресс и хотя очередная волна приходит в результате качествен­ного скачка и является грандиозным поворотом истории и вели­чайшей трансформацией всех сторон общественной и личной жиз­ни, эти изменения бескровны и носят эволюционный характер.