ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И МАРКСИЗМ

Теория постиндустриального общества базируется на волно­вой концепции развития, и поэтому идет вразрез с формационной теорией К. Маркса.

Неомарксисты критически рассматривали теорию постиндуст­риального общества. Они обоснованно критиковали недочеты этой

теории — ее ориентированность на развитые западные страны, технологический детерминизм, антигуманистичность, утопизм. Они считают, что эта теория, как и теория индустриального общества, создана в США для того, чтобы оправдать существующий сегодня в развитых странах экономический строй и заменить понятие клас­совой борьбы на понятие классового сотрудничества.

Здесь существует две противоположные точки зрения. Многие авторы, в частности неомарксисты, рассматривают постиндустри­альное общество как новую стадию капиталистической формации, что совершенно обоснованно — несмотря на большие изменения во всех общественных сферах, способ производства и форма соб­ственности остались полностью капиталистическими. Рассматри­вая постиндустриальное общество с этой точки зрения можно сде­лать вывод о том, что теории Маркса в корне верны и постиндуст­риальное общество не противоречит его предсказаниям, если в них ввести некоторые коррективы.

Первым критиковать Белла в СССР стал Э.Араб-Оглы в сво­ей книге «В лабиринте пророчеств», вышедшей в 1973 году, он пишет: «Термин «постиндустриальное общество» превратился чуть ли не в символ веры для тех, кто хотел бы предложить ка­кую-нибудь привлекательную альтернативу теории научного ком­мунизма, поэтому неудивительно, что концепция постиндустри­ального общества получила почти единодушное признание не только в Соединенных Штатах и Западной Европе, но и в Япо­нии».

Марксисты считают — и это подтверждает Э. Араб-Оглы, — что техническая революция в контексте постиндустриального об­щества ведет лишь «к воспроизводству социальных антагонизмов капитализма в еще более широком масштабе, как указывалось на Международном совещании коммунистических и рабочих партий в Москве в 1969 году и на XXIV съезде Коммунистической партии Советского Союза. Между капитализмом на его последней госу­дарственно-монополистической стадии развития, с одной сторо­ны, и социализмом как первой фазой коммунистической форма­ции, с другой, отмечал Ленин, нет места ни для какой промежуточ­ной социальной системы».

Представители правого лагеря считают, что предсказания Мар­кса потерпели крах и происходящие сегодня процессы — лучшее тому подтверждение.

Д. Белл в предисловии к изданию 1999 года книги «Грядущее постиндустриальное общество» провел последовательную крити­ку К. Маркса. Он считает, что Маркс был хорошим экономистом, но в области социологии потерпел неудачу. В доказательство своих

слов он привел 4 пункта, по которым его теория расходится с мар­ксистскими представлениями о социуме.

1. Кодификация теоретических знаний. К. Маркс одним из пер­вых осознал важнейшую роль науки в преобразовании мира. В ча­стности, он приветствовал первые попытки применения электро­энергии в промышленности. Придавая решающее значение тех­нике, он не понимал (а может быть, не мог понять) роли теорети­ческих знаний, хотя и высоко ценил роль теории вообще. В XX веке технологический прогресс определяется такими направлени­ями фундаментальной науки, как квантовая теория (включающая представления о свете как дискретных квантах физических полей), теория относительности, физика твердого тела, тогда как в девят­надцатом веке развитие техники шло преимущественно эмпири­ческим путем.

2. Знания как источник стоимости. К.Маркс опирался на тру­довую теорию стоимости, в которой труд рассматривался не про­сто как составляющая производственной функции, т.е. соотноше­ния труда и капитала, но как средство создания прибавочной сто­имости, присваиваемой капиталистом вследствие неравенства сил на рынке. Если источником стоимости является только труд, то замена рабочих машинами приводит к тому, что капиталист дол­жен усилить эксплуатацию пролетариев в целях извлечения боль­шей прибавочной стоимости или расширить масштабы производ­ства для поддержания необходимого уровня абсолютного дохода даже в условиях понижения нормы прибыли.

В наши дни источником стоимости во все большей степени ста­новится знание, создающее стоимость двумя путями. Прежде все­го это достигается за счет сбережения капитала. Замена рабочих машинами приводит к экономии не только труда, но и инвестиций, так как каждая следующая единица капитала более эффективна и производительна, чем предыдущая, и, следовательно, на единицу продукции требуется меньше затрат (К.Маркс писал об этом в тре­тьем томе «Капитала» как о мере противодействия упадку произ­водства, но не предполагал, что таковая может стать решающей). Если говорить о производстве в категориях добавленной стоимос­ти, то создание новых товаров, повышение эффективности, уве­личение объемов производства, снижение себестоимости — все это в постиндустриальной экономике является следствием приме­нения знаний.

3. Изменение профессионального состава рабочей силы. Вслед за классиками экономической науки К.Маркс проводил грань между производительным и непроизводительным трудом. Под про­изводительным трудом им понималось материальное производ-

ство, создающее стоимость, в отличие от услуг, которые «оплачи­вались» за счет производительного труда. Однако в постиндуст­риальной экономике прямым (но не всегда поддающимся измере­нию) фактором роста производительности часто оказывается рас­ширение сферы услуг. Наиболее быстро при этом развиваются такие ее отрасли, как здравоохранение, просвещение, социальные и профессиональные службы. Однако ясно: чем лучше состояние здоровья работников и выше уровень их образования, тем произ­водительнее и их труд.

4. Новая социальная структура. Исторически сложилось так, что в большинстве западных стран социальное положение лю­дей определялось частной собственностью. Пролетариат соб­ственности не имел, и рабочий мог лишь продавать свой труд. В свою очередь, в бюрократических системах привилегированное положение занимали высокопоставленные политики. В постин­дустриальном обществе статус человека зависит от его образо­вательного уровня. В большинстве типов обществ все эти три критерия сосуществуют в различных «пропорциях», однако имен­но образование становится, во все возрастающей степени, необ­ходимым условием для обретения высокого общественного по­ложения.

К.Маркс считал, что любой общественный строй был классо­вым строем, и полагал, что в конечном итоге останутся лишь два антагонистических класса — буржуазия и пролетариат. В действи­тельности все обстояло по-другому. Численность промышленного пролетариата последовательно сокращается во всех развитых странах, а в постиндустриальных экономиках работники интеллек­туального труда, организаторы производства, техническая интел­лигенция и административные кадры составляют около 60 процен­тов всех занятых в производственной сфере. Наибольший рост занятости наблюдается в секторах среднего и мелкого предприни­мательства.

Маркс предсказывал обострение классовой борьбы и рост чис­ленности пролетариата. Однако, несмотря на утверждения совет­ской идеологии об «обострении классовой борьбы в капиталисти­ческих странах», все обстоит совершенно по-другому. С 60-х го­дов численность промышленного пролетариата во всех развитых странах последовательно сокращалась, а численность среднего класса — технической интеллигенции, административных кадров, работников интеллектуального труда, наоборот, возрастала. Клас­совый антагонизм также начал сглаживаться с 60-х годов XX века. По Марксу, классовая борьба происходит между классами, инте­ресы которых несовместимы. Однако когда благосостояние про-

W4^r

стого рабочего стало позволять ему не только питаться, но и ез­дить на машине и покупать бытовую технику, он стал заинтересо­ван в, если можно так выразиться, своей эксплуатации.

А. Дугин в статье «Парадигма конца» объясняет это победой капитализма над пролетариатом, победой капитала над трудом. Дугин пишет: «По контрасту с успехом исторической реализа­ции марксизма в национал-большевистском исполнении на са­мом буржуазном Западе в тот момент, когда капитализм дошел до предела своего развития, т.е. до порога третьей промышлен­ной революции (а это случилось в 60-70-е годы XX века), пере­хода к социализму не произошло. Если гетеродоксальная вер­сия марксизма оказалась осуществимой, то ортодоксальная вер­сия была опровергнута историей. Капитализм в его наиболее развитой форме сумел преодолеть наиболее опасный для него момент развития, эффективно справиться с угрозой пролетарско­го восстания и перейти к еще более совершенному уровню суще­ствования, когда сам альтернативный оппозиционный субъект — пролетариат как класс и как эсхатологическая революцион­ная партия Труда — был упразднен, рассеян, испарен в слож­ной системе безальтернативного Общества Зрелищ (Ги Дебор). Иными словами, постиндустриальное общество, став реально­стью, окончательно показало, что буквально понятые пророче­ства Маркса не реализовались на практике. Это, кстати, являет­ся причиной глубочайшего кризиса современного европейского марксизма».

Политическая публицистика Маркса и Энгельса часто способ­ствовала формированию представлений о марксизме как о проро­ческом учении, утверждавшем неизбежность пролетарской рево­люции. Между тем и Маркс и Энгельс были достаточно осторож­ными в своих прогнозах. История всегда понималась ими как на­бор различных сценариев развития. Тем не менее ученые часто давали повод для критики в свой адрес. Во многих популярных публикациях Маркса и Энгельса исторический процесс выглядит как железная поступь социального прогресса, осуществляющего­ся в ходе смены общественных формаций.

Ошибочно полагать, что теории Маркса потерпели крах. Со­всем наоборот — многие его предсказания сбылись, а большин­ство категорий применимы и сейчас, и это неудивительно _ капи­тализм, описанный Марксом, никуда не исчез. В этом-то и состоит ошибка прогнозов Маркса, который предрекал скорое падение ка­питализма. По-настоящему капитализм выжил и перешел в новую стадию своего развития.