Истоки рационализма

Известная неопределенность, неоднозначность понятия ра­циональности требует согласованности как в отношении поня­тия рациональности, так и в отношении существа самой про­блемы.

Рациональность (в предельно широком ее понимании) в прак­тической и духовной деятельности людей не имеет достаточно от­четливых границ, охватывая как целеполагание, проект, так и со­вокупность избираемых шагов, позволяющих в конечном счете достичь поставленной цели.

Рождение феномена рациональности связывается с коренным реформированием европейской философии в Новое время, выра­зившимся в ее сциентизации и методологизации. Пионером этой реформы принято считать Декарта, побудившего человеческий разум освободиться и от оков мистики и откровения, и от рассу­дочной ограниченности схоластики.

Цель идеологов рационализации философии и человеческой культуры в целом состояла в утверждении науки (прежде всего математики) в качестве безоговорочного и единственного лидера. Вера и авторитет (Библии и Аристотеля) должны были уступить место критической рефлексии, точному расчету и идеологической непредвзятости. Культ «естественного света разума», несущего в себе не только критический, но и конструктивный заряд, получил впоследствии наименование «классической», или собственно фи­лософской рациональности.

Между тем многие философы прошлого и настоящего времени

указывают на неправомерность отождествления философской ра­циональности с рациональностью научной с ее критериями логич­ности, дискурсивное™, системности и т.п. Особая опасность со­держится в «очищении» философской рациональности от нрав­ственного контекста как не имеющего отношение к установлению объективной истины. Постклассическая философия XIX века пред­приняла попытку раздвинуть узко-рассудочные границы сциенти-зированной философии и повернуть ее лицом к социально-гума­нистическим ценностям, идущим еще из античности.

Подлинно рациональный, действительно разумный путь чело­веческого развития — это не только глубоко продуманный и рас-считанно сбалансированный, но прежде всего нравственный путь, при котором долг, альтруизм, милосердие и прочие архаичные и, строго говоря, нерациональные факторы не вытесняются, где зна­ние не подавляет совести. Формально истина доступна всякому здравствующему, но истине, по словам Сократа, причастен лишь тот, кто способен употребить свой разум на благо всего челове­ческого рода. Всякое рафинирование рациональности (культ «чи­стой» науки) есть, в сущности, противоестественное выхолащива­ние духовного мира человека. Это не только антигуманно, но и не­разумно, ибо человеческая разумность состоит, кроме всего про­чего, в том, чтобы понимать, принимать и ценить то, что лежит за ее пределами и что, в конечном счете, определяет условия ее соб­ственного существования и функционирования.

Знание (в том числе и научное) не складывается и не развива­ется в рамках узко понимаемых рациональных критериев в обход неформализованных, внерациональных духовных реалий. Сциен-тистская концепция рациональности при всей своей привлекатель­ности и ясности целей так и не смогла окончательно избавить фи­лософское и научное мышление от того нерационального шлей­фа, который всегда тянется за ними.

Современная философская мысль все более склоняется к убеж­дению в многообразии форм рациональности, их исторической обусловленности, определяемой в значительной мере личностью мыслителя и особенностью эпохи. Проблема «разных» рациональ-ностей не только реальна, но и весьма актуальна.

Вместе с тем заслуживает внимания и концепция единства ра­циональности, понимаемая, однако, как диалектическое единство многообразных проявлений разума. Рациональность научная, фи­лософская, религиозная и т.д. — не альтернативы, но грани едино­го и многоликого человеческого разума. Все дело в акцентах, при­оритетах: научных, нравственных, художественных и т.д., сменяю­щих (но не отрицающих) друг друга в силу объективных условий

исторического и логического развития человеческой культуры Вы являя специфику этих особенностей рациональности используют понятия «форма» или «тип» рациональности, тем более что cal рациональность имеет целый ряд критериев, ни один из которых не обладает абсолютной значимостью. Ценностный коитерий рацио­нальности не менее актуален, чем, скажем, критерий логический

Допрос об истоках рационализма (рациональности) - в извест­ной мере вопрос об истоках самой философии

При всей насыщенности мифологией, античная философия ре­шительно переключает свое внимание к истинно сущему и апел лирует к понятию, логике, факту. У философа изначально прод­ляете» природная склонность к наукам, т.е. сфере умопостигаемо-ГеНнТчеиРвеому.0бЪеКТИВНОМУ И ————^ а не случайному и В пользу изначальной и сознательной рационализации, новой формы общественного сознания, зародившейся в лоне мифоло­гии, говорит и тот факт, что введение Пифагором самого понятия «философия» совпало с рождением античной математики Число оказалось самой рациональной из всех известных людям чувствен но-воспринимаемых и умопостигаемых «вещей». Арифметика и особенно геометрия оказались стимулами и средствами развития

лТтеГТ™*'И ПеРВЫе фИЛОСО*ские "Р'фаммы античных мью лителеи были программами математическими

Характерной чертой античного рационализма, определившей и суть первой европейской интеллектуальной революции следу ет, видимо, считать формирование культуры дефиниции. Превос­ходство понятии над чувственными образами, умозрений над впе­чатлениями и мнениями, дедукции над индукцией, рефлексии над обыденным сознанием лучше и раньше других уловил и использо вал Сократ. Именно он начинает кардинальный поворот всей фи­лософии в сторону переосмысления природы разума и оснований достоверности знания. Философия - не всезнайство и не цветис тая риторика, но знание сущего и причины, понимание законов с^а новления явлений, торжество разума и справедливости

Одним из важнейших принципов разума Сократ считал поин-цип целесообразности, объективной нормативности Вещи не толь ко изменчивы, но и устойчивы, иначе они были бы в принципе не познаваемы. В любой из них, даже находящейся в стадии станов" ления, есть некоторое объективное устойчивое ядро, фиксируе­мое в имени (понятии). Имя не тождественно вещи но зная его имея понятие вещи и тем самым выходя за ее пределы можно постичь ее сущность. Имя не случайно и не субъективно, именно имена-понятия делают вещи интеллектуально зримыми.

По достоинству оценив объективную значимость и рациональ­ный смысл имен-понятий, Платон создает свою философскую си­стему прежде всего как систему понятийную. В этой ситуации даже слово, как материальная оболочка имени-понятия, способно иска­зить смысл и значение последнего. «Всякий, имеющий разум, ни­когда не осмелится выразить словами то, что является плодом его размышления, и особенно в такой негибкой форме, как письмен­ные знаки». Истинно понятийное мышление — в сущности «без­звучная беседа» души с собой.